Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Распространение идей романтизма в искусстве России связывается обычно с первой третью XIX в., однако вряд ли можно охарактеризовать так называемую «псевдоготику» в творчестве В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Ю. М. Фельтена иначе как одно из ранних проявлений архитектуры романтизма, свойственное притом именно усадебному, а не городскому зодчеству последней трети XVIII в.
Поместье Екатерины II под Москвой Царицыно, дворцы Румянцевых в Вишенках и Качановке на Украине, подмосковное Быково Измайловых, постройки в усадьбе Ермоловых в селе Красном на Рязанщине - яркие образцы романтической усадебной архитектуры того времени, осуществленной в «псевдоготических» формах. Утверждение Д. С. Лихачева, что «отдельные романтические элементы в пейзажных парках появились гораздо раньше самого Романтизма в литературе» , следует распространить и на архитектуру усадеб, неотъемлемую и важную часть которой эти пейзажные парки составляли. Во всяком случае, названные усадебные комплексы наряду с «малыми» формами усадебной и садово-парковой архитектуры конца XVIII в. показывают, что «консолидация признаков Романтизма в единый романтический стиль садово-паркового искусства» происходила в это время в неразрывной связи с процессами, протекавшими в усадебном зодчестве. Использование в архитектуре усадебных сооружений - дворцов, барских домов, служебных построек, беседок, руин и т. п. - архитектурных форм старинных стилей, компоновавшихся на классицизирующей основе, имело распространение уже на ранней стадии развития классицизма. Вместе с тем обращение зодчих конца XVIII в. не только к элементам европейской готики, но и к древнерусским декоративным мотивам свидетельствовало также о первых проявлениях интереса к национальному наследию . Не случайно внимание к национальным архитектурным формам прошлого находило наиболее свободное воплощение в архитектуре загородных построек. Использование средневековых форм в усадебном строительстве 1830 - 1850-х годов, сколь оно ни отличалось от использования «готических» форм архитектурой непосредственно предшествующего времени, в своих исходных постулатах выступает, таким образом, как определенная традиция в усадебной культуре России.
← Распространение идей романтизма в искусстве России | Перемены в архитектуре усадьбы → |
---|