Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Обуреваемый широкими планами

Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века

Однако спокойная жизнь в усадьбе как раз и не ожидала Огарева. Судя по его письмам А. И. Герцену 1846-1851 гг в его стремлении поселиться в деревне таились более серьезные, хотя в условиях крепостного права и весьма фантастические основания. В 1847 г., когда была написана цитируемая статья Огарева, он уже второй год почти безвыездно жил в своем пензенском имении Старое Акшено и собирался пробыть там пять-шесть лет.

Огарева не покидало тягостное воспоминание об отрицательных последствиях, которыми завершилось осуществление его недавнего благородного замысла - освобождение принадлежавших ему в поместье Белый Омут под Рязанью около 1800 душ от крепостного состояния. Условия выкупа поставили крестьян в кабальную зависимость от незначительного числа богатых мужиков и привели их к еще большему обнищанию. В Старом Акшене Огарев решил попытаться улучшить экономическое положение своих крестьян и приобщить их к вольной жизни с помощью оплаты их труда и привлекая желающих из них к работе на заводимых им в поместье нескольких фабриках - суконной, бумажной и др.
Обуреваемый широкими планами, Огарев выразил свою цель и в поэтической форме:

Устроить в стороне родной

Хоть тот мирный угол мой

Так, чтоб в нем мог себя поздравить

С свободой прочной селянин,

Деревни вольной гражданин,

Вот всё, чего ищу. . .

Опору для реализации своих планов Огарев видел в распространении просвещения. Самую свою усадьбу он мечтал превратить в сельскохозяйственную ферму с использованием оплачиваемого труда крестьян. При этом он рассчитывал, что в процессе работы на ферме крестьяне смогут не только положительно оценить благотворную для них форму экономических оснований их труда, но и ознакомиться с новейшими методами ведения сельского хозяйства.


Решил он, что пора пришла. Чтоб дело делать в этом мире: Начать воспитывать крестьян, В их нравах сделать улучшенья. Зерно ума и просвещенья Посеять в глушь далеких стран. Решил - ив путь пустился дальний, В свою деревню - край печальный я.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Общинный образ жизни

Художественное производство как таковое (Маркс) складывается лишь на…

Пропагандистская деятельность искусства социалистического общества

Идеология занимает большое место в борьбе за чувства и умы людей. Не…

Разработка эстетического понятия искусства

Возросшему общественному значению искусства соответствовало…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…