Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Одним из ранних примеров подобных тенденций может служить ансамбль имения Чичериных «Караул» Тамбовской губернии, созданный в 1840-х годах архитектором Миллером и садоводом Мазингом . Традиционно поставлен на высоком, с выровненным склоном берегу реки Вроны барский дом. Он окружен густым парком - в парадной части регулярным, но далее переходящим в пейзажный.
Наружный облик дома выдержан в духе английских средневековых построек: несколько граненых башен, образующих ломаную линию фасадов, придают общему замыслу сооружения романтический характер. В расположении его внутренних помещений вместо строго симметричной торжественной анфилады парадных зал, свойственной барским усадебным домам классицизма, применена система более свободно увязанных между собой сравнительно небольших комнат, образующих удобную и уютную среду для обитателей усадьбы. О духовных интересах последних и одновременно о культурном быте усадьбы свидетельствует обширная библиотека, а также составленные несколькими поколениями Чичериных коллекция гравюр старых голландских и итальянских мастеров и собрание картин русских и западноевропейских художников, в том числе П. Веронезе, Д. Веласкеса, Я. ван Гойена, П. Терборха, В. А. Тропинина, В. Л. Боровиковского (фамильные портреты), В. К. Ше-буева, Ф. А. Васильева, И. К. Айвазовского, В. А. Серова и др.
Но усадьба Чичериных при всех своих рациональных и в то же время романтизирующих тенденциях была все же типичным репрезентативным богатым барским поместьем. Гораздо органичнее воспринимаются аналогичные формы и сходные принципы построения внутреннего пространства в более скромных по размерам и архитектурному убранству усадебных сооружениях, получивших распространение в средних слоях дворянства и в особенности среди наиболее интеллигентной их части. Характерный пример такой усадьбы являет собой подмосковная Е. А. Баратынского (впоследствии Тютчевых) - Мураново
← Архитектура главного дома | Распространение идей романтизма в искусстве России → |
---|