Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Этот флер ощущал и А. И. Герцен. Старый каменный дом в подмосковном имении его отца Васильевском с тоненькой березкой, выросшей из трещины в сенях, вызывал в нем такую же жалость, какую обыкновенно вызывает всякое заброшенное живое существо. И не случайно сам писатель связывал это чувство с первой встречей с деревней, давшей ему множество поэтических впечатлений.
Описание одичалого сада, окружавшего развалившийся дом, с сотнями каркающих ворон и совой, издававшей к ночи «дикие плачевные звуки», отражало то же романтическое восприятие покинутого дома.
«Старый дом», который «стоял в глубине двора как бельмо в глазу, мрачный, почти всегда в тени, серый, полинявший, местами с забитыми окнами, с поросшим травой крыльцом, с тяжелыми дверьми, замкнутыми тяжелыми же задвижками, но прочно и массивно выстроенный» , привлек внимание Бориса Павловича Райского еще в пору своего первого приезда к бабушке («Обрыв» И. А. Гончарова). «Он стал проситься посмотреть старый дом. Неохотно дала ему ключи от него бабушка, но отказать не могла, и он отправился смотреть комнаты, в которых родился, жил и о которых осталось у него смутное воспоминание». «Со страхом и замиранием в груди вошел Райский в прихожую и боязливо заглянул в следующую комнату: это была зала с колоннами, в два света, но до того с затянутыми пылью и плесенью окнами, что в ней было, вместо двух светов, двое сумерек... За залой шли мрачные, закоптевшие гостиные; в одной были закутанные в чехлы две статуи, как два привидения, и старые, тоже закрытые, люстры. Везде почерневшие, массивные, дубовые и из черного дерева кресла, столы, с бронзовой отделкой и деревянной мозаикой; большие китайские вазы; часы - Вакх, едущий на бочке; большие овальные, в золоченых, в виде веток, рамах зеркала; громадная кровать в спальне стояла, как пышный гроб, покрытый глазетом. Райский с трудом представлял себе, как спали на этих катафалках: казалось ему, не уснуть живому человеку тут. Под балдахином вызолоченный висящий купидон, весь в пятнах, полинявший, натягивал стрелу в постель; по углам резные шкафы, с насечкой из кости и перламутра. .. По стенам портреты: от них не уйдешь никуда - они провожают всюду глазами. Весь дом пропитан пылью и пустотой»;
← Старое здание | Нараставший интерес в образованных слоях русского общества → |
---|