Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Следует подчеркнуть, что современники воспринимали стилизацию в духе европейского и древнерусского средневекового зодчества в русле единого декоративного стиля, или, точнее, так называемого «готического вкуса», коим обозначалась не категория настоящего, большого стиля, а как бы игра в «стиль», способствовавшая созданию особой театрализованной архитектурной среды, которая в совокупности с «дикой», «нетронутой» природой вполне отвечала романтическим настроениям эпохи.
При этом в 1830- 1850-х годах в пору расцвета романтизма, «„готика" символизировала стремление к утверждению индивидуального духовного мира, к поискам высоких нравственных идеалов, наконец, к свободе от общепринятых эстетических норм, к камерности, интимности архитектурной среды» .
В это время романтическое направление в русской архитектуре развивалось в большой степени под воздействием современного английского зодчества, претворявшего в загородных и городских жилых постройках мотивы национальных архитектурных форм XVI в. Вероятно, не случайно значительное число возведенных во второй трети XIX в. русских усадеб, как крупных, так и сравнительно небольших, было отмечено печатью «английского вкуса». Он, видимо, казался тогда наиболее соответствующим новым эстетическим требованиям в формировании архитектурно-парковой среды усадьбы, а также задачам комфорта, уюта и вместе с тем известной простоты загородного жилища, которые в эпоху романтизма стали приобретать все большее значение.
← Романтическое направление в русской архитектуре | Новые эстетические взгляды → |
---|