Автор: Ольга Афанасьева | Категория: Культура XIX века
И вместе с тем театральные начинания на сцене абрамцевского дома были отмечены печатью дилетантизма, причем отмечены ею явно сознательно, с трактовкой мамонтовских постановок как интересной, очень занимательной игры в театр.
Но все же дилетантизм домашних спектаклей Мамонтова в Абрамцеве, где декораторами и актерами были одни и те же лица - художники, - был относительным. И роль домашних спектаклей в еще большем обогащении духовной атмосферы и культурного быта абрамцевской усадьбы тоже была очень велика.
Однако в этом дилетантизме как «своеобразной эстетической программе» исследователь абрамцевского усадебного культурного быта находит некоторые моменты, приближающие Абрамцево к понятию «дачи». Но представляется и другое. В традиционном усадебном быте второй половины XIX в. можно встретить немало черт, свидетельствующих о дилетантском характере многих форм действующего в его пределах искусства.
Вспомним, например, Качановку с ее доморощенным оркестром или музыкальным сочинительством владельца усадьбы Г. С. Тарновского. При всем дилетантизме самодеятельных росписей лестницы или позднее «маскарадных костюмов» в казацких мотивах Качановка не переставала быть стойким, традиционным усадебным организмом. Такую возможность предусматривает и автор приведенного соображения.
Дилетантизм театральных постановок Мамонтова, в которых участвуют замечательные художники - хотя и не профессиональные артисты, но все же в отдельных компонентах театрального искусства профессионалы, - как представляется, все же не обладает той банальностью, которая присуща «дачным» любительским спектаклям. Некоторое ощущение «дачности» в абрамцевской усадьбе возникает скорее за счет полной свободы, полной раскованности и демократичности сложившегося здесь быта.
← Линия дальнейшего развития усадебного искусства | Организация столярной мастерской → |
---|