Автор: Сергей Данко | Категория: Культура
Кризис классического рационализма, который в тот момент переживала эпоха и глашатаями которого явились Шопенгауэр и Ницше, захватил все сферы культуры. Девальвация идеалов, утрата общезначимых ориентиров, субъективизм в отношении ценностей - все требовало радикального пересмотра социального порядка, поиска новой духовной опоры.
Позитивизм в философии и мышлении эпохи разъедал целостность человеческого сознания и психики, делал обученного наукой человека вечно голодающим критиком, бессильным и безрадостным, александрийским человеком, который в глубине души своей библиотекарь и корректор и жалко слепнет от книжной пыли и опечаток. Только дионисическое искусство, считает Ницше, а именно музыка, есть сегодня тот единый, непорочный, чистый и очистительный дух огня, который идет на смену в культуре изолгавшемуся разуму. Мятущиеся, напряженные образы Бетховена и особенно Вагнера есть сегодня олицетворение высшей правды мира. Как только их дионисические чары коснутся зарослей утомленной культуры, бурный вихрь схватывает все отжившее, гнилое, разбитое, крутя, объемлет его красным облаком пыли и, как коршун, уносит его ввысь.
← Дионисическое искусство | Стимулы преобразований → |
---|