Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Называя основные приметы

Автор: Денис Цветаев | Категория: Культура XIX века

Называя основные приметы, стоит вспомнить еще один весьма распространенный мотив живописных произведений - мотив уходящих вдаль дороги, проселка, исхоженной тропы. На этот мотив уже очень давно обращают внимание специалисты, совершенно справедливо связывая его с важными содержательными свойствами художественного сознания России в изучаемую эпоху.

Здесь речь может идти о физической идее пути, передвижения, странствия, но и о душевном состоянии творца, о его внутреннем странничестве в поисках правды и самого себя. Ниже к этому будет необходимо вернуться. Пока же, оставаясь в пределах характеристики самого начального, предметно-эмпирического уровня русского изобразительного искусства второй половины XIX в., отметим «типовую» черту этого сюжетно-пластического мотива.

И в «Похоронах крестьянина» В. Перова, и в «Оттепели» Ф. Васильева, и в «Осенней распутице» А. Куинджи, и в «Проселке» А. Саврасова, и во «Владимирке» И. Левитана - всюду дороги эти напоминают о присутствии человека, и вместе с тем они - органическая часть самой природы, земли, осенней слякоти, талого снега. Принадлежность этой «стихии» - самый существенный их атрибут, их качественный признак.

Разумеется, во всех этих приметах выявлял себя не только географический пейзаж России. Здесь совершенно очевидно давал себя знать, если воспользоваться выражением Вячеслава Иванова, и «душевный пейзаж» русских художников, их творческое самосознание, их взгляд на исторические и национальные судьбы страны. Визуальной достоверностью образа смысл подобных произведений поэтому никак не ограничивался.

Как особый и весьма распространенный жанр русского изобразительного искусства того времени, пейзажная живопись, ее ведущие мастера уже не раз пристально рассматривались специалистами. При этом точно акцентировалось главное: у истоков изучаемого периода в русском пейзаже обозначились два направления. В одном из них преобладал «интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали».

Выразительнее всего подобный взгляд на Россию, на русскую природу выявил себя в 1860-е годы. Художники, представлявшие другое направление, стремились, по словам того же исследователя, «показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни». В этом своем обличье Россия чаще представала в пейзажной живописи последующих десятилетий.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Осмысление дифференцированных оценок

Окажется, что мы не можем обойтись без понятия прекрасного. И совсем…

Оценка эпохальных процессов

Именно этого и пытаются добиться путем углубленной разработки…

Судьбы человечества

Мы специально обратились к таким произведениям живописи, которые…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…