Автор: Денис Цветаев | Категория: Культура XIX века
Называя основные приметы, стоит вспомнить еще один весьма распространенный мотив живописных произведений - мотив уходящих вдаль дороги, проселка, исхоженной тропы. На этот мотив уже очень давно обращают внимание специалисты, совершенно справедливо связывая его с важными содержательными свойствами художественного сознания России в изучаемую эпоху.
Здесь речь может идти о физической идее пути, передвижения, странствия, но и о душевном состоянии творца, о его внутреннем странничестве в поисках правды и самого себя. Ниже к этому будет необходимо вернуться. Пока же, оставаясь в пределах характеристики самого начального, предметно-эмпирического уровня русского изобразительного искусства второй половины XIX в., отметим «типовую» черту этого сюжетно-пластического мотива.
И в «Похоронах крестьянина» В. Перова, и в «Оттепели» Ф. Васильева, и в «Осенней распутице» А. Куинджи, и в «Проселке» А. Саврасова, и во «Владимирке» И. Левитана - всюду дороги эти напоминают о присутствии человека, и вместе с тем они - органическая часть самой природы, земли, осенней слякоти, талого снега. Принадлежность этой «стихии» - самый существенный их атрибут, их качественный признак.
Разумеется, во всех этих приметах выявлял себя не только географический пейзаж России. Здесь совершенно очевидно давал себя знать, если воспользоваться выражением Вячеслава Иванова, и «душевный пейзаж» русских художников, их творческое самосознание, их взгляд на исторические и национальные судьбы страны. Визуальной достоверностью образа смысл подобных произведений поэтому никак не ограничивался.
Как особый и весьма распространенный жанр русского изобразительного искусства того времени, пейзажная живопись, ее ведущие мастера уже не раз пристально рассматривались специалистами. При этом точно акцентировалось главное: у истоков изучаемого периода в русском пейзаже обозначились два направления. В одном из них преобладал «интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали».
Выразительнее всего подобный взгляд на Россию, на русскую природу выявил себя в 1860-е годы. Художники, представлявшие другое направление, стремились, по словам того же исследователя, «показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни». В этом своем обличье Россия чаще представала в пейзажной живописи последующих десятилетий.
← Говоря о лесе | Объясняя исторические судьбы русского народа → |
---|