Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Называя основные приметы

Автор: Денис Цветаев | Категория: Культура XIX века

Называя основные приметы, стоит вспомнить еще один весьма распространенный мотив живописных произведений - мотив уходящих вдаль дороги, проселка, исхоженной тропы. На этот мотив уже очень давно обращают внимание специалисты, совершенно справедливо связывая его с важными содержательными свойствами художественного сознания России в изучаемую эпоху.

Здесь речь может идти о физической идее пути, передвижения, странствия, но и о душевном состоянии творца, о его внутреннем странничестве в поисках правды и самого себя. Ниже к этому будет необходимо вернуться. Пока же, оставаясь в пределах характеристики самого начального, предметно-эмпирического уровня русского изобразительного искусства второй половины XIX в., отметим «типовую» черту этого сюжетно-пластического мотива.

И в «Похоронах крестьянина» В. Перова, и в «Оттепели» Ф. Васильева, и в «Осенней распутице» А. Куинджи, и в «Проселке» А. Саврасова, и во «Владимирке» И. Левитана - всюду дороги эти напоминают о присутствии человека, и вместе с тем они - органическая часть самой природы, земли, осенней слякоти, талого снега. Принадлежность этой «стихии» - самый существенный их атрибут, их качественный признак.

Разумеется, во всех этих приметах выявлял себя не только географический пейзаж России. Здесь совершенно очевидно давал себя знать, если воспользоваться выражением Вячеслава Иванова, и «душевный пейзаж» русских художников, их творческое самосознание, их взгляд на исторические и национальные судьбы страны. Визуальной достоверностью образа смысл подобных произведений поэтому никак не ограничивался.

Как особый и весьма распространенный жанр русского изобразительного искусства того времени, пейзажная живопись, ее ведущие мастера уже не раз пристально рассматривались специалистами. При этом точно акцентировалось главное: у истоков изучаемого периода в русском пейзаже обозначились два направления. В одном из них преобладал «интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали».

Выразительнее всего подобный взгляд на Россию, на русскую природу выявил себя в 1860-е годы. Художники, представлявшие другое направление, стремились, по словам того же исследователя, «показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни». В этом своем обличье Россия чаще представала в пейзажной живописи последующих десятилетий.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Освоение конкретных художественных традиций

Точно так же самодеятельная собирательская практика…

Фольклор как народная мудрость

Фольклор как народная мудрость - это коллективное сознание, еще не…

Пластические находки

Буквально все, до последней былинки, обозначенной автором, влечет…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…