Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Зрелый Васнецов

Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века

Васнецов не только размышлял о прошлом, не только вспоминал о нем как о «золотом веке» искусства, но и внимательно изучал его, причем дело не ограничивалось памятниками Древней Руси. Так, готовясь к своей работе во Владимирском соборе, он вглядывался и в лики старых русских икон, и в мозаики Равенны, и в «темные золотые своды» Святого Марка в Венеции (попав в этот собор, художник был охвачен, по его собственным словам, «глубоким художественным и религиозным настроением»)

Создавать искусство, продолжающее традиции национальной духовной культуры, - таково было главное желание Васнецова. В самом этом желании, понятно, не было ничего необычного - той же идеей были движимы и И. Н. Крамской, и Н. Н. Ге, и И. Е. Репин, и В. И. Суриков, и многие другие мастера. Васнецовский взгляд на цели творчества отличался другим - как эти национальные традиции понимать. В 1887 г. Васнецов писал Поленову: «Не считай мои слова самонадеянностью - я крепко верю в" силу идей своего дела, я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела - как украшение храма - это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства.

Пусть мое исполнение будет несовершенно, даже плохо, но я знаю, что я прилагал все свои силы к делу плодотворному. Ты, конечно, поймешь, что я не отвергаю искусство вне церкви - искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа - где оно может, - но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа - с человеческим идеалом».

Даже если бы эти васнецовские мысли оставались словесной декларацией, то и в этом случае они выразительно характеризовали бы творческое самосознание художника, его эстетическое кредо. Но, напомним, цитированные слова относятся к тому времени, когда Васнецов работал над росписями Владимирского собора и таким образом на деле реализо-вывал свои представления о главной творческой миссии русского мастера. Его занятия церковной живописью становились отныне существенной частью всех его художнических забот.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Бытовое искусство

Фольклорное искусство является бытовым художеством; и совершенно…

Целостность искусства

Творцом считался этот «Ты», который уже обожествлялся и, будучи очень…

Целостно-человеческое духовное содержание

Некоторые из культурологических подходов, использовавшихся Иоффе,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…