Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века
Картина мира, образ мира, модель мира - все эти категории в гуманитарных науках, если только не подразумевают простую сумму эмпирических наблюдений, обычно ориентированы или на культурологию, на ее исследовательские цели и задачи, на изучение «типа культуры», или же на постановку общих философско-эстетических проблем художественного развития.
В первом случае картина мира являет собою объективное свойство поэтических представлений далеких исторических эпох, составляет сущность их самосознания, их взгляда на вселенную и задача специалиста заключается в том, чтобы глубже ее постичь.
Во втором случае воссоздаваемая картина мира - это некий результат наших теперешних аналитических усилий, плод современного ума, ее конструирует сам исследователь, опираясь на исторические источники и художественные реалии изучаемого времени. Оба названных разных подхода имеют, однако, знаменательный общий импульс. Каждый из них по-своему вдохновлен поисками целостности - мироздания, культуры, искусства, человека; целостности, которая может выступать органическим свойством общественного самосознания исследуемой эпохи, но может быть и ее идеалом, главным предметом ее мечты и веры.
Эти поиски сейчас стимулируются совсем не только академическими интересами. В них выражаются серьезнейшие потребности современного культурного сознания, в них сказывается духовная жажда человека обозначить главные константы бытия, позволяющие найти выход из многих кризисных ситуаций современного мира. Целостность как предмет научных изысканий и как желанное свойство общественного и национального самочувствия личности объединяются здесь одной жизненной почвой.
По вполне понятным причинам теперешние культурологические работы на эти темы связаны главным образом с изучением докапиталистических формаций. Именно в те, если говорить о Европе, далекие века мифопоэтическая или философско-религиозная картина мира не только была основою общего взгляда на вселенную, не только соединяла в одно неотрывное целое «небо» и «землю», но и являла собою реальную духовную среду повседневного существования людей. Иную историко-культурную ситуацию, как хорошо известно, встречает исследователь Нового времени.
Художественно осмысленная картина мира перестает в последующие эпохи быть универсальным вместилищем физического и духовного бытия человека, в ней перестает он видеть первопричину своего пребывания на этом свете и пророчество своей будущей судьбы.
На его отношение к вселенной и к самому себе чем дальше, тем больше начинают влиять научные знания, обозначавшие изменения взгляда на законы жизни, на природу детерминизма. Входя в духовный кругозор личности, этот взгляд с самого же начала рождал новые вопросы и новые конфликты человека с миром.
← Картина мира | Новый аспект в исследовании отечественного культурного наследия → |
---|