Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века
Стоит попутно заметить, что еще не так давно было принято довольно специфическим образом сопоставлять историческую эволюцию художественной картины мира с научной. Последняя выглядела сферой тех представлений человека о вселенной, о коренных свойствах бытия, которые, питаясь естественными науками, постоянно приближаются к истине и которые в своем рационализме являют самостоятельную, вполне надежную опору для целостной мировоззренческой ориентации личности, для ее поисков свободы.
В последнее время подобная универсальная функция научной картины мира справедливо подвергается сомнению .
Какими же представляются с этой точки зрения общие контуры тех проблем, на которые так или иначе должны были откликнуться авторы предлагаемой книги?
Что давало им основание избрать для себя отмеченный исследовательский ракурс, кроме естественного желания погрузиться в поиски внутренних центростремительных сил русской художественной культуры второй половины XIX в.?
С самого же начала было ясно (о чем уже упомянуто), что дело касается периода, художественное сознание которого уже не могло выражать себя в целостной картине мира, охватывающей все стороны его физического и духовного бытия. В последующих главах мы не раз встретимся с размышлениями современников о необходимости соединять в искусстве реальную жизненную правду с постижением глубоких тайн природы и человеческого духа.
Сама постановка этой задачи, понятно, говорила о сложности возникавших здесь творческих проблем. Ту же сложность можно будет в дальнейшем ясно видеть на всех уровнях видовой и жанровой эволюции искусства изучаемой поры.
← Образ России и мира | Главное направление разысканий → |
---|