Автор: Анастасия Полякова | Категория: Культура XIX века
В какой мере вторая половина XIX в. давала объективное основание видеть в этом роде творческой деятельности «дело народное»? Какова была создававшаяся в этом случае картина мира и в какой степени эту картину мира можно считать для изучаемой эпохи общественно репрезентативной и в конфессиональном смысле, и как плод живописно-пластических исканий творца?
Вопросы эти можно рассматривать как часть более общей и более привычной проблемы «Васнецов и поэтика народного творчества», проблемы, которую в нашей работе лучше сформулировать несколько по-иному - «Васнецов и народное художественное сознание».
В сложность существовавших здесь историко-культурных дилемм вводит своеобразие самой личности художника. И как автор росписи Владимирского собора, и как создатель картин на темы былинного эпоса и русских сказок, Васнецов все время старался как бы растворить свое творческое «я», свою личность в коллективных народных представлениях о мире, красоте и счастье.
С той поры, как он обратился к своим «сказочным» сюжетам, не только в образах картин, но и во всей их пластической системе сказывается вполне сознательная ориентация автора на поэтику и стилистику изобразительного фольклора. Мастер здесь словно демонстрировал свою покорную готовность перевоплотиться если не в древнего, то в современного Бояна, вторящего народному гласу.
И в то же время, одержимый поисками эстетического и нравственного идеала в национальном характере русского народа, в его духовной традиции, Васнецов представлял собою ярко выраженный тип художника-«однодума», воплощавшего в своем творчестве, как мало кто другой, индивидуальное и необычайно властное волевое начало.
← Васнецовские мысли | Зрелый Васнецов → |
---|