Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Образ России и судьба человека

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

Народная Россия - это был в русском общественном сознании второй половины XIX в. тот общий «космос», на который были обращены и с которым были взаимосвязаны все «личные» картины вселенной. В отличие от планетарного образа мира он имел осязаемые пространственно-временные границы, но от того не лишался таинственной безграничности.

Он постоянно притягивал к себе художественную мысль и своим пространственным масштабом, и внутри него бурлящей стихийной силой, разрушительной и созидательной вместе. Целостная картина мира оказывалась притягательной, как бесконечная даль, манящей целью художественной культуры, ее духовным идеалом.

Постараться выявить именно эту, синтезирующую ориентацию культуры, изучая созданные в пореформенной России произведения изобразительного искусства, музыки, театра, архитектуры - таковы были главные намерения авторского коллектива.

Русская художественная культура, естественно, не хотела и не могла довольствоваться аналитическим способом постижения жизни и все время чувствовала себя неотделимой частью своего отечественного «космоса». Вглядываясь в облик России, в судьбу человека, в поворотные пункты российской истории, она ощущала то как свою нелегкую ношу, то как духовное озарение, то просто как норму своего существования и социальные утопии, и революционно-освободительные идеи, и философско-нравственные постулаты, и религиозную веру.

Постоянная жажда культуры к постижению своей жизненной роли, своей собственной участи - необычайно важное свойство миросозидательных усилий русского художественного сознания второй половины XIX в.

Таковы, если говорить очень кратко, исходные посылки, на которые опирался авторский коллектив тома, определяя направление своей работы. Из возникавших здесь принципиальных проблем вытекали и некоторые специфические задачи, непосредственно связанные с историографией изучаемой темы, с современным состоянием вопроса. По крайней мере одну из них тоже стоит назвать.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Разработка эстетического понятия искусства

Возросшему общественному значению искусства соответствовало…

Взаимопереход рационального и нерационального

Возделывая и непрерывно расширяя сферу рационального, человечество…

Узор - сакральные идеограммы языческого мифа

Властные и пленительные линии узора слагались в сакральные идеограммы…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…