Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века
Несколько лет тому назад группой по изучению русской художественной культуры Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания был задуман трехтомный историко-проблемный труд, посвященный русской художественной культуре второй половины XIX в.
Первый том этого коллективного труда вышел в 1988 г. Он открывался разделами, трактующими социально-эстетические вопросы развития художественной культуры в изучаемую эпоху. Основную часть книги составили главы, объединенные одной сквозной темой - искусство и предметная среда в духовной жизни России второй половины XIX в.
Предлагаемый теперь читателю следующий том выдвигает новый аспект в исследовании отечественного культурного наследия. Главное направление своих разысканий и в то же время их предмет авторы тома определили его подзаголовком - картина мира, образ России, судьба человека.
Две последние части этой триады никакого пояснения, разумеется, не требуют. Как весьма привычные словосочетания, они не заключают в самих себе сколько-нибудь определенной аналитической установки, а скорее обозначают ее цель. По-иному обстоит дело с «картиной мира».
Это понятие в последнее время тоже можно часто встретить в нашей литературе, но его истолкование обычно касается крайне существенных методологических интересов современного гуманитарного знания.
Требует кратких предварительных комментариев и другое - соединение вместе этих разнородных понятий как звеньев одного исследовательского подхода, а также обоснованность и целесообразность выдвигаемого аналитического принципа для изучения именно русской художественной культуры второй половины XIX в., ее не только духа, но и плоти.
← Главное направление разысканий |
---|