Автор: Денис Цветаев | Категория: Культура XIX века
Особое чувство «края родного» - это как раз то главное, что объединяло литературу и живопись, когда они оказывались лицом к лицу с русской природой, с деревенским пейзажем. И если рассуждать о параллелях и аналогиях, существовавших в этой сфере между различными видами искусства, то нужно обратить внимание в первую очередь именно на то, как общими усилиями писателей и художников формировался образ России, как он осознавался ввиду основной цели творчества .
Художники-пейзажисты достигали эту цель разными способами, и, продолжая их изучать, необходимо иметь в виду еще одно свойство поэтики русского пейзажа той поры - его связи с музыкальным искусством, с присущими музыке возможностями активно вторгаться в отношения человека к миру и к своей собственной судьбе. Две стороны проблемы хочется сразу же здесь обозначить.
Об этой близости можно говорить прежде всего в некоем условном смысле, разумея ту лирическую содержательность пейзажного образа, которая роднит человека с природой, длит его чувство единения с видимым на картине миром. Предоставим слово крупному авторитету Б. В. Асафьеву, называвшему конкретные примеры подобного рода параллелей музыки и живописи: «Очень тесно соприкасается с лирическим строем ранних пейзажей Васильева (особенно с „Оттепелью", „Зимним днем", „После дождя") лирический тонус пейзажности у Чайковского, причем по времени их работы почти параллельны.
У Чайковского это - три первые части Первой симфонии „Зимний путь" (закончена в 1865 г.), многое в музыке к „Снегурочке" Островского (но только не вступление, которое всецело саврасовское: „Грачи прилетели") и особенно - в фортепианном цикле „Времена года", с его поразительно чуткими обобщениями русско-природного, ранневесен-него и осеннего лиризма» .
← Художники-пейзажисты | Пейзаж в русской литературе → |
---|