Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Особое чувство «края родного»

Автор: Денис Цветаев | Категория: Культура XIX века

Особое чувство «края родного» - это как раз то главное, что объединяло литературу и живопись, когда они оказывались лицом к лицу с русской природой, с деревенским пейзажем. И если рассуждать о параллелях и аналогиях, существовавших в этой сфере между различными видами искусства, то нужно обратить внимание в первую очередь именно на то, как общими усилиями писателей и художников формировался образ России, как он осознавался ввиду основной цели творчества .

Художники-пейзажисты достигали эту цель разными способами, и, продолжая их изучать, необходимо иметь в виду еще одно свойство поэтики русского пейзажа той поры - его связи с музыкальным искусством, с присущими музыке возможностями активно вторгаться в отношения человека к миру и к своей собственной судьбе. Две стороны проблемы хочется сразу же здесь обозначить.

Об этой близости можно говорить прежде всего в некоем условном смысле, разумея ту лирическую содержательность пейзажного образа, которая роднит человека с природой, длит его чувство единения с видимым на картине миром. Предоставим слово крупному авторитету Б. В. Асафьеву, называвшему конкретные примеры подобного рода параллелей музыки и живописи: «Очень тесно соприкасается с лирическим строем ранних пейзажей Васильева (особенно с „Оттепелью", „Зимним днем", „После дождя") лирический тонус пейзажности у Чайковского, причем по времени их работы почти параллельны.

У Чайковского это - три первые части Первой симфонии „Зимний путь" (закончена в 1865 г.), многое в музыке к „Снегурочке" Островского (но только не вступление, которое всецело саврасовское: „Грачи прилетели") и особенно - в фортепианном цикле „Времена года", с его поразительно чуткими обобщениями русско-природного, ранневесен-него и осеннего лиризма» .

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Проблема методологического конструирования фольклористики

Ее успешное решение обеспечило бы фольклористам выход на новые…

Исторические предпосылки движения духовной культуры

Кризисом будет дан толчок развитию искусства к открытости, к…

Формообразования принципа коллективного сознания

В данной познавательной перспективе коллективность фольклорного…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…