Автор: Денис Цветаев | Категория: Культура XIX века
Объясняя исторические судьбы русского народа, особенности его национального склада, общественная мысль России второй половины XIX в., в частности историческая наука, много внимания уделяла среде его обитания, тому природному ландшафту, который открылся глазам человека, поселившегося некогда на территории будущей страны.
В своем известном курсе русской истории В. О. Ключевский специально отмечал: «Лес, степь и река - это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению. Каждая из них и в отдельности сама по себе приняла живое и своеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека».
Если для начала поглядеть на русскую живопись второй половины XIX в. как на самую простую иллюстрацию визуальных впечатлений жителя России, то все эти три «основные стихии» можно обнаружить в ней с необычайной легкостью.
Более того, с их помощью можно было бы создать некую типологическую схему изобразительного искусства той поры, пусть весьма элементарную, но имеющую определенную опору в тогдашнем авторитете естественнонаучных знаний о природе и в поисках даже внешних примет ее национального характера.
Говоря о лесе, мы, естественно, вспоминаем прежде всего пейзажи Шишкина, уроженца лесных краев Прикамья, и не удивляемся тому, что современники видели в художнике в первую очередь именно «певца русского леса», а не просто творящую личность.
Степные просторы вызывают, конечно, в памяти полотна Куинджи, а также преломленные сквозь фольклорную образность картины Виктора Васнецова. Реки, и особенно реки среднерусской равнины, а среди них на первом месте Волга, пожалуй, самый излюбленный предмет изображения русских художников - от Боголюбова и Саврасова до Левитана и раннего Нестерова. Это природная «стихия» совсем в ином смысле, чем тот, который внушают, скажем, «марины» отечественных и зарубежных живописцев.
Самостоятельная природная жизнь реки, беспрерывно меняющий ее поверхность ток воды редко всерьез становились живописной задачей. Реки входили в картину как пространственный масштаб всего окружающего ландшафта и, что очень существенно, как временной отсчет его исторического бытия.
Вид реки, как ее любили изображать в то время художники, - это прежде всего вид ее берегов, пустынных или уже обжитых человеком, прижатых к воде или же господствующих над заречной далью, сливающихся с пасмурным небом или же отмеченных ясным ориентиром - высокой каменной церковью с шатровой при ней колокольней.
← Называя основные приметы | Мир картины и возрожденческий мастер → |
---|