Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Объясняя исторические судьбы русского народа

Автор: Денис Цветаев | Категория: Культура XIX века

Объясняя исторические судьбы русского народа, особенности его национального склада, общественная мысль России второй половины XIX в., в частности историческая наука, много внимания уделяла среде его обитания, тому природному ландшафту, который открылся глазам человека, поселившегося некогда на территории будущей страны.

В своем известном курсе русской истории В. О. Ключевский специально отмечал: «Лес, степь и река - это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению. Каждая из них и в отдельности сама по себе приняла живое и своеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека».

Если для начала поглядеть на русскую живопись второй половины XIX в. как на самую простую иллюстрацию визуальных впечатлений жителя России, то все эти три «основные стихии» можно обнаружить в ней с необычайной легкостью.

Более того, с их помощью можно было бы создать некую типологическую схему изобразительного искусства той поры, пусть весьма элементарную, но имеющую определенную опору в тогдашнем авторитете естественнонаучных знаний о природе и в поисках даже внешних примет ее национального характера.

Говоря о лесе, мы, естественно, вспоминаем прежде всего пейзажи Шишкина, уроженца лесных краев Прикамья, и не удивляемся тому, что современники видели в художнике в первую очередь именно «певца русского леса», а не просто творящую личность.

Степные просторы вызывают, конечно, в памяти полотна Куинджи, а также преломленные сквозь фольклорную образность картины Виктора Васнецова. Реки, и особенно реки среднерусской равнины, а среди них на первом месте Волга, пожалуй, самый излюбленный предмет изображения русских художников - от Боголюбова и Саврасова до Левитана и раннего Нестерова. Это природная «стихия» совсем в ином смысле, чем тот, который внушают, скажем, «марины» отечественных и зарубежных живописцев.

Самостоятельная природная жизнь реки, беспрерывно меняющий ее поверхность ток воды редко всерьез становились живописной задачей. Реки входили в картину как пространственный масштаб всего окружающего ландшафта и, что очень существенно, как временной отсчет его исторического бытия.

Вид реки, как ее любили изображать в то время художники, - это прежде всего вид ее берегов, пустынных или уже обжитых человеком, прижатых к воде или же господствующих над заречной далью, сливающихся с пасмурным небом или же отмеченных ясным ориентиром - высокой каменной церковью с шатровой при ней колокольней.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Ритм - основа налаженного и устроенного быта

Ритм - основа налаженного и устроенного быта. Сбивка с ритма - это…

Картина действительности

Еще молодой Гете выступал против жесткого подчинения искусства…

Историческое единство человеческой культуры

Присущее современной науке обостренное чувство глубокого…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…