Автор: Денис Цветаев | Категория: Культура XIX века
Пейзаж в русской литературе этой эпохи, как это ни парадоксально, был в этом смысле гораздо крепче привязан к вещественным реалиям видимой природы. И если дело касалось не общих поэтических деклараций о смысле творчества и бытия, то не образ пространства как такового, а образ вполне конкретного времени, живущий «по эту сторону» горизонта в звуках, картинах и запахах, служил главным средством воспроизведения жизни.
В литературных принципах пространственного освоения мира тоже были, конечно, свои отчетливые духовные ориентиры. Но этот словесный способ пространственной характеристики природы постоянно требовал опоры на осязаемые приметы действительности. По стихотворениям таких разных поэтов, как А. А. Фет и Н. А. Некрасов, А. К. Толстой и Я. П. Полонский, можно составить гораздо более длинный перечень конкретных явлений чувственного мира, чем по современным картинам русских пейзажистов, вместе взятым.
Известный русский маринист А. П. Боголюбов в 1883 г., провожая гроб Тургенева из Парижа в Москву, говорил о пейзажном мастерстве писателя: «Фон картин его (если могу так выразиться) был всегда верен, никогда не вымучен излишнею выработкою, но закончен настолько, чтобы читающий усвоил прямо идущие в душу подробности. Кто из нас не дышал свободно полною грудью, читая описание деревенского туманного утра с дрожащею, как алмазы, на листве росою!
А его беспредельные нивы, тенистые рощи, его болота и пруды, поросшие водорослью. ...Ив этом-то знакомом нам пейзаже двигались и жили так же верно и сильно созданные им народные типы; это живые люди, это наш край родной с его подчас грустною прелестью, но ведущею к светлой будущности».
← Особое чувство «края родного» | Говоря о лесе → |
---|