Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Народная Россия

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

По сложившейся искусствоведческой традиции профессиональное искусство и народное творчество Нового времени, XIX в. в особенности, характеризуются обычно порознь, как две автономные художественные системы. Каждая из этих сфер культуры уже давно оказалась предметом самостоятельной дисциплины со своими исследовательскими принципами, со своим аналитическим аппаратом.

За этим разделением научных интересов стоят вполне объективные причины - реальное и на протяжении изучаемого времени все углублявшееся различие в исторических судьбах и в формах общественного бытования профессионального творчества, с одной стороны, и народного - с другой.

Установившейся традиции искусствознания следовали в целом и авторы предлагаемого издания - читатель без труда обнаружит, что основные идеи книги опираются главным образом на характеристику «ученого искусства», или, как называл его Лев Толстой, «искусства высших классов», т. е. искусства, создававшегося профессиональными деятелями культуры.

Правомочность такого подхода к историко-культурной ситуации второй половины XIX в. вряд ли нужно сейчас как-то аргументировать.
Вместе с тем было очевидно, что любые рассуждения именно о картине мира, о синтезирующих намерениях искусства представлять собою мировоззрение эпохи просто требуют если не специального анализа, то внимательного учета тех образно-поэтических структур, которые были порождены народной культурой и ею по мере сил охранялись.

Такой учет необходим прежде всего потому, что само изучаемое время на всех уровнях своего культурного сознания постоянно апеллировало к эстетике народного творчества, более того, видело в этом творчестве существеннейшую грань, визуальную и духовную, национального образа России. От Ф. И. Буслаева до В. В. Стасова и участников Абрамцевского кружка - таков был диапазон научных взглядов, художественных убеждений, идейных мотивов, объединенных желанием их авторов прозреть в разных видах фольклора народную Русь, языческую и христианскую.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Система духовной культуры

Эта многоликость художественного продукта не перечеркивает вместе с…

Процессы обогащения и шлифовка выразительных приемов

Возобновляя в истории свою роль актуального вида искусства, и музыка,…

Фундаментальная функция культуры

Вместе с тем, как это ни парадоксально на первый взгляд, именно это…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…