Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века
Образ России и судьба человека - эти две, чаще всего очень крепко сцепленные друг с другом, темы явлены исследователю как раз в виде тех социальных, философско-нравственных, религиозных и художественных проблем, сквозь которые русская культура второй половины XIX в. осознавала свою главную созидательную силу, интегрирующую ее духовные потенции и заменившую собою целостность космогонической картины мира вселенной.
Подобная замена вовсе не означала того, что из поля зрения художественной культуры ушла структурообразующая роль физических координат бытия.
Пространственно-временные характеристики образа имели в русском классическом реализме глубоко содержательный смысл. Более того, эти характеристики нередко оказывались основным художественным инструментом, выражающим мировоззренческую позицию писателя, композитора, живописца, зодчего, режиссера. Но в системе отсчета пространства главным мерилом стала топография России, а на оси измерения времени определяющие точки шкалы обозначали летопись исторических судеб страны.
Это были те опоры творческого сознания, которые обращали стремление к правде в поиски Истины.
Здесь представляется необходимым оговорить одно крайне существенное обстоятельство. Русская художественная культура второй половины XIX в. знает много деятелей, творческая мощь которых основывалась как раз на том, что каждый из них устанавливал свои собственные отношения к самым коренным проблемам человеческого бытия. Можно сказать, что каждый из них носил в душе свой образ мира. Свой «космос» был у Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского и П. И. Чайковского, В. И. Сурикова и Виктора Васнецова.
Многообразие этих «космосов» - едва ли не главное свидетельство той особой миросозидательной роли личности, которая была столь характерна для русской художественной культуры изучаемой эпохи. Безусловно правы будут те, кто отметят: любые рассуждения о некоей общей картине мира вступают в известное противоречие с реальным положением вещей в период, когда личностное самосознание становится важнейшим фактором творческой энергии культуры.
Авторы отдавали себе в этом отчет и старались соответствующим образом дифференцировать исследуемый материал, уделяя большое внимание индивидуальной характеристике ведущих мастеров. Но они руководствовались и другим, будучи убеждены, что указанные две темы - образ России и судьба человека - были и в этом отношении связующими звеньями, объединявшими различные философско-творческие позиции тем, что уже тогда получило название «русской идеи».
← Образ России и судьба человека | Картина мира → |
---|