Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Нельзя сказать, чтобы в театре не было попыток воссоединения этих начал. Попытка, самая решительная и драматичная, во многом предварявшая начинания МХТ, затем же - параллельная ему, принадлежала А. П. Ленскому . Знаменитый актер Малого театра, артистический идеал двух столь полярных режиссеров, как Станиславский и Мейерхольд, педагог, художник, теоретик сценического искусства, Ленский самим ходом вещей и логикой своих занятий был приведен к практической режиссуре и осознал ее необходимость.
В письмах и выступлениях он называл режиссера «ответственным лицом за все», «руководителем сцены», отмечал круг полномочий истинной режиссуры - от миссии педагога по отношению к актерам до борьбы с рутинными порядками старой сцены.
Деятельность Ленского, начатая в театральном училище и в самом Малом театре, перелилась в свое дело: в 1898 г., несколько раньше Художественного, был создан филиал Малого - Новый театр. Начало его было обнадеживающим - ориентация на молодежь, на строгий репертуар, интересные постановочные решения, - но финал (уже за пределами данного периода) печальным. Первой причиной тому была несвобода - Новый театр не стал для Ленского по-настоящему своим; зависимость его от казенной сцены сохранялась. Но кроме того, Ленский и не был внутренне достаточно свободен: программе его не хватало универсальности, цельности, решительности. Это была программа улучшений без коренной ломки старого, к тому же программа, не ориентированная на ту новейшую драматургию, без которой, как показала практика, значительных перемен в театре быть не могло.
← Работа серьезных художников | Н. Е. Эфрос → |
---|