Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Картина - последовательно одномоментная

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Картина - последовательно одномоментная (как и рассмотренные выше эскизы), запечатлевшая мгновение, когда осужденный величественным движением отклоняется от протянутого ему креста, его лицо (по сравнению с лицами на карандашных эскизах) гораздо более приближено к нам, и из-за этого мы как бы непосредственно присутствуем при этой торжественной для осужденного минуте его судьбы.

И вместе с тем достоинство картины и в том, что Репин как бы мобилизовал в ней и некоторые оттенки в отношении к характеру, какие были уделом другой, более близкой Репину традиции в русском искусстве XIX в. Если Крамской был в интересующие нас годы выразителем моралистической линии в ее последовательно-аскетическом варианте, то в осужденном Репина мы узнаем и некоторые черты будущих Пирогова или Писемского (возможно, впрочем, не будущих, а уже «состоявшихся», ибо лицо осужденного было вполне окончено мастером в 1885 г., когда все эти портреты были уже написаны). Разумеется, небольшие размеры «Отказа» не давали возможностей для такого простора психологической характеристики, какой был уделом больших портретов Репина, кроме того, характеристика во многом ограничивалась конкретной психологической «миной», какая вытекала из требований сюжета. И вместе с тем понимание Репиным человеческого страдания намного богаче того, какое давал Крамской даже и в своих портретах в размер натуры. Крамской ценил человеческое лицо, человеческую голову, с ее «ледяным страданием», как он выражался. Это было всегда мучение духа, оголенной мысли, подавленной неразрешимостью жизненных ситуаций, царящими в жизни насилием и злом вообще. В этих мучениях как бы не участвовала живая и чувственная человеческая природа (стоит заглянуть хотя бы на безжизненные пальцы Салтыкова-Щедрина на одном из самых «ледяных» и «мучительных» портретов Крамского, написанные вполне анемичной, разбеленно-телесной краской). Страдание репинского героя отнюдь не «ледяное», но, напротив, горячее и «страстное».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Мифология как способ мышления и миросозерцания

Мифология как способ мышления и миросозерцания, адекватный…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Недостаток работ по истории культуры

Ведь он требует сопоставления с жизненными реалиями прежде всего…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…