Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Работа серьезных художников

Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века

Вместе с тем установка Ленского на новое театральное дело симптоматична. Режиссура как ведущая профессия театра требовала единовластия и полновластия, формировалась в масштабах не только спектакля, но и театра в целом. Возникал как бы ряд единств, которые ей предстояло освоить: актерский ансамбль, спаянность труппы, целостность спектакля и особое «лицо» театра. Эти единства создавались разрозненно и разновременно, но в рамках казенной системы ни одному из них осуществиться было не суждено. Отсюда упорные стремления людей театра, начиная с Островского, к своему делу вне этой системы и те потоки иных начинаний, что в конце концов помогли создать ей противовес.

Один из этих потоков - движение частных театров, при всех своих проблемах и издержках - необходимое условие, почва, среда для рождения нового. Динамика частных театров, их яростная борьба за зрителя, их открытость всяческой новизне и их материальная несвобода - все станет уроком для будущей новой сцены. Режиссура, возникавшая здесь, не могла выстроить себе последовательной программы; энергия ее нередко расходовалась на прибыльные, но недальние для театра цели, как уходил в основном на постановку феерий незаурядный дар «мага» московской сцены М. В. Лентовского. И все же без опыта Лентовского, как и других его коллег, не сложилось бы той кладовой, откуда потом черпала режиссура.
Другой поток - расцвет театров любительских сродни тому движению Свободных театров, что развилось с конца 1880-х годов в Европе. Это движение возникло как реакция и на рутину, и на несвободу театров; в нем участвовали и любители и профессионалы. Помимо выработки того, что в чеховской «Чайке» было названо «новыми формами», свободные театры ориентировались прежде всего на новую, современную драматургию - пьесы Золя и Л. Толстого, Ибсена и Гауптмана; эти начала были взаимосвязаны и определяли собой все. Основатель движения, руководитель первого из свободных театров А. Антуан видел в своем опыте «одну из лабораторий современной реалистической школы» - в натуралистическом ее варианте, со всем тем, что лаборатории свойственно. Программа его, в центре ставившая проблему «человек и среда» и разрабатывавшая ее с разных сторон, а главным методом выбравшая изучение «натуры», требовала прежде всего естественности и простоты. Эта естественность и была новым словом, распространяясь в спектакле на все - игру актеров, их облик, мизансцены, сценические решения, и скромный, «лабораторный» опыт стал необходимым звеном в формировании реалистической режиссуры.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Диапазон изменения эстетико-творческих характеристик

Любые исторические аналогии и оценки применительно к художественному…

Система духовной культуры

Эта многоликость художественного продукта не перечеркивает вместе с…

Образ города

Фасады и улицы города человек воспринимает всем своим существом и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…