Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Для этого, однако, потребовался еще один контакт: контакт двух людей театра, за каждым из которых было свое преимущество, своя особая линия. Хотя в конце 1890-х годов в Станиславском виден был уже зрелый режиссер-постановщик, ему недоставало того, без чего не мог окончательно оформиться и новый взгляд на мир, - союза с новейшей драматургией и с той эстетикой сцены, что она несла в себе.
«Передо мною был режиссер, умеющий из декораций, костюмов, всяческой бутафории и людей добиваться ярких, захватывающих сценических эффектов, - вспоминал свои впечатления от Станиславского Немирович-Данченко. - Имеющий хороший вкус в выборе красок, - вкус, уже воспитанный в музеях и в общении с художниками. Но направляющий весь свой запал только на то, что может ошеломить, что бьет новизной, оригинальностью... И была задача: возбудить его интерес именно к глубине и лирике будней».
Встреча Станиславского и Немировича-Данченко решила не только судьбу нового театра, но и судьбу российской режиссуры. Немирович-Данченко, фигура также достаточно универсальная - критик, драматург, педагог, пришедший, подобно Ленскому, именно от этого к режиссуре, - как главный свой вклад в новое дело принес особое «чувство литературы» - умение уловить «литературное настроение современной публики», и понимание того, что «сцена с ее условиями на десятки лет отстала от литературы. ..» и, главное, редкое чутье нового. Именно он, настоявший на постановке чеховской «Чайки» и сумевший внушить Станиславскому интерес к ней, угадал «лицо» молодого МХТ.
В той программе, что была выработана двумя основателями нового дела в их знаменитой многочасовой беседе, проблемы режиссуры, хотя и фигурировали постоянно, не существовали особо, отдельно - они были впаяны в нечто целостное и сложное. Все необходимые для режиссуры единства уже были осознаны здесь: и «общий строй спектакля», и спаянность «всех членов труппы», и «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическая этика, техника, организационные планы, проекты будущего репертуара». Реализовался на русской сцене образ того «собирательного существа, которому имя - все».
← Другой поток | Любительство в России → |
---|