Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
Здесь же большая сдержанность эмоциональных оттенков, - пожалуй, исток художественной цельности маленького полотна. Здесь действуют прежде всего более обобщенные и более устойчивые для русского пейзажа акценты: и образ «большой дороги», к концу 1870-х годов уже достаточно укорененный в художественном обороте, и бесконечная вытянутость горизонта, предвосхищающая более позднюю серовскую «бабу в телеге» и образовавшая в искусстве второй половины XIX - начала XX в. как бы выразительный архетип придавленности, распростертости деревенского российского мира.
Поэзия русской истории не отделена здесь от ее печали, а потому и свет и тень не разделены так резко, как это будет в более поздних картинах. Мягкие тени ложатся на пасмурных облаках и на полосках полей, а отблески света - на лужах в дорожных колеях или на ободьях колес. Все вместе объединено приглушенными серо-зелеными красками пологих полей, дуги коренника, шинелей жандармов и арестанта, прижавшихся друг к другу и мирно дремлющих в ранний утренний час под скрип тележных колес.
Настоящая история народовольческого цикла началась двумя годами позднее, в 1878-1879 гг., когда начинали писаться «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди перед казнью» (оба ГТГ). В это время с «обочины» народнической эпопеи художник шагнул в ее «колею», приблизил к себе и к зрителю события и лица ее участников. А главное, те нравственные вопросы, которые до этого ставились в русском искусстве преимущественно в полотнах на евангельские темы («Явление Христа народу» А. Иванова, «Тайная вечеря» Ге, «Христос, в пустыне» Крамского), погружались теперь в гущу злободневной реальности, которая как бы сама приобретала от этого невиданную внутреннюю и внешнюю экспрессивность.
← Работы 1878-1879 годах | Репин начал свой цикл небольшой картиной → |
---|