Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Настоящая история народовольческого цикла

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Здесь же большая сдержанность эмоциональных оттенков, - пожалуй, исток художественной цельности маленького полотна. Здесь действуют прежде всего более обобщенные и более устойчивые для русского пейзажа акценты: и образ «большой дороги», к концу 1870-х годов уже достаточно укорененный в художественном обороте, и бесконечная вытянутость горизонта, предвосхищающая более позднюю серовскую «бабу в телеге» и образовавшая в искусстве второй половины XIX - начала XX в. как бы выразительный архетип придавленности, распростертости деревенского российского мира.

Поэзия русской истории не отделена здесь от ее печали, а потому и свет и тень не разделены так резко, как это будет в более поздних картинах. Мягкие тени ложатся на пасмурных облаках и на полосках полей, а отблески света - на лужах в дорожных колеях или на ободьях колес. Все вместе объединено приглушенными серо-зелеными красками пологих полей, дуги коренника, шинелей жандармов и арестанта, прижавшихся друг к другу и мирно дремлющих в ранний утренний час под скрип тележных колес.
Настоящая история народовольческого цикла началась двумя годами позднее, в 1878-1879 гг., когда начинали писаться «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди перед казнью» (оба ГТГ). В это время с «обочины» народнической эпопеи художник шагнул в ее «колею», приблизил к себе и к зрителю события и лица ее участников. А главное, те нравственные вопросы, которые до этого ставились в русском искусстве преимущественно в полотнах на евангельские темы («Явление Христа народу» А. Иванова, «Тайная вечеря» Ге, «Христос, в пустыне» Крамского), погружались теперь в гущу злободневной реальности, которая как бы сама приобретала от этого невиданную внутреннюю и внешнюю экспрессивность.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Клубная художественная самодеятельность

Немудрено, что после подобных экстраполяций, поддерживаемых…

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Психологический подход

Но, в сущности, оба взгляда на фольклор односторонни и потому…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…