Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Настоящая история народовольческого цикла

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Здесь же большая сдержанность эмоциональных оттенков, - пожалуй, исток художественной цельности маленького полотна. Здесь действуют прежде всего более обобщенные и более устойчивые для русского пейзажа акценты: и образ «большой дороги», к концу 1870-х годов уже достаточно укорененный в художественном обороте, и бесконечная вытянутость горизонта, предвосхищающая более позднюю серовскую «бабу в телеге» и образовавшая в искусстве второй половины XIX - начала XX в. как бы выразительный архетип придавленности, распростертости деревенского российского мира.

Поэзия русской истории не отделена здесь от ее печали, а потому и свет и тень не разделены так резко, как это будет в более поздних картинах. Мягкие тени ложатся на пасмурных облаках и на полосках полей, а отблески света - на лужах в дорожных колеях или на ободьях колес. Все вместе объединено приглушенными серо-зелеными красками пологих полей, дуги коренника, шинелей жандармов и арестанта, прижавшихся друг к другу и мирно дремлющих в ранний утренний час под скрип тележных колес.
Настоящая история народовольческого цикла началась двумя годами позднее, в 1878-1879 гг., когда начинали писаться «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди перед казнью» (оба ГТГ). В это время с «обочины» народнической эпопеи художник шагнул в ее «колею», приблизил к себе и к зрителю события и лица ее участников. А главное, те нравственные вопросы, которые до этого ставились в русском искусстве преимущественно в полотнах на евангельские темы («Явление Христа народу» А. Иванова, «Тайная вечеря» Ге, «Христос, в пустыне» Крамского), погружались теперь в гущу злободневной реальности, которая как бы сама приобретала от этого невиданную внутреннюю и внешнюю экспрессивность.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Универсальность культуры

Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Опора искусствознания на марксистскую культурологию

Научное понимание аксиологического статуса культуры даст…

Монументальные образы

Не последнюю роль в монументальных образах, сыграли, конечно,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…