Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Создаваемая архитектурой картина мира и выражаемое ее образами представление о человеке существенно отличаются от картин мира, моделируемых средствами других искусств, даже музыки, с которой она благодаря отвлеченности своего художественного языка имеет как будто больше всего общего. Но и здесь отличие разительное. Они антиподы материального и нематериального в искусстве.
В музыке во времени развивается «пространство» ткани самого произведения. В архитектуре материальная структура объекта неподвижна; в архитектурно организованном пространстве движется, затрачивая на это определенное хронологическое время и переживая его, как время художественное, человек. Кроме того, во многих жанрах музыка неотделима от слова. Создаваемые же архитектурой образы всегда абстрактны, обладают максимальной обобщенностью, выражая фундаментальные особенности миропонимания определенного отрезка времени, оставляют за скобками все частные различия. Даже в периоды расцвета «говорящей архитектуры» изобразительность носит символический знаковый характер, а повествовательность понимается не иначе, как метафорически.
Произведения искусства архитектуры не только визуальны и предметны, они материальны. В отличие от изобразительных искусств архитектура не изображает здания, города и пейзажи. Она сама есть здания, здания в пейзаже и в городе, город. Ее произведения обладают реальным объемом и реальным пространством.
Архитектура не является также искусством, произведения которого предназначены для незаинтересованного созерцания. Города и села строят, чтобы жить в них; здания сооружают для работы, отдыха, общения, учебы и т. д.
Наконец, ни одно архитектурное сооружение не существует изолированно, не воспринимается само по себе, вне соотношения с себе подобными, с реальной пейзажной или искусственной средой. Архитектура изначально представляет собой искусство соотношений. В способах, с помощью которых здание взаимодействует с другими, современными ему, соотносится в исторически сложившейся среде с памятниками прошлого, находит выражение один из существенных аспектов господствующего в определенный период представления о мире и системе его ценностей, отношения к традиции, культурной памяти, истории.
← Программа получила жизнь | Другой поток → |
---|