Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Уподобления необходимы Репину

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Репин достиг здесь, пожалуй, максимальной для всей серии концентрации и цельности замысла. Известно, что Репин вообще очень часто переходил в своем творчестве от суетливо-иллюстративных, почти анекдотических подробностей самых первых своих идей к последующей ясности окончательных решений.

«Отказ от исповеди перед казнью» был первоначально задуман им как прямая иллюстрация к стихотворению Н. Минского «Последняя исповедь», и на первых набросках в камеру вместе со священником входил у него палач, как на это указывается и в авторской ремарке к стихотворению, написанному в форме драматического диалога. Однако художник очень скоро отказался от подобных деталей, сосредоточившись только на двух фигурах. И точно так же он пренебрег здесь какими-либо разъясняющими указаниями на евангельские параллели к изображенной сцене, ибо в условиях нравственного движения 1870-х годов, когда подобные параллели были у всех «на слуху», достаточно было картины страданий и гибели личности, идущей на смерть за свои убеждения, чтобы воображение интеллигентных зрителей легко находило и соответствующие нравственные прототипы.
Иной по сравнению с персонажами карандашных, эскизов к «Аресту» и герой «Отказа от исповеди». Однако это еще не столько различия характеров деревенских пропагандистов середины 1870-х годов и народовольцев конца десятилетия, сколько как бы разные фазы развития человеческой души, проходящей свой «крестный путь». Если пропагандисты на карандашных эскизах - какие-то чуть инфантильные, «не от мира сего» фигуры, люди, как бы еще и не ведающие того, что их постигло, то осужденный из «Отказа» - настоящий страдалец-смертник, прошедший уже все круги моральных мучений, но не сломленный духом перед надвигающимся концом. Повторю, картина задумана в тот момент, когда еще не проводили черту между участниками походов в деревню и террористами из «Народной воли». И те и другие - страдальцы за народное благо, стоически твердые в сознании исполняемого долга и не идущие ни на какие соглашения ни с властями, ни со служителями официальной церкви. Характер героя и здесь как бы растворен в излучаемом им «нравственном свете», отождествлен с человеческим идеалом, который исповедуют и художник и его зрители.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Социальная система

Ведь художественная культура должна постоянно не только отвечать…

Праздничный экстаз

Наиболее адекватной формой воплощения эстетики преображения…

Повышенная экспрессия жизни

Повышенная экспрессия жизни, присущая народному переживанию красоты и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…