Автор: Олег Янкович | Категория: Культура
Но философия марксизма дает, разумеется, основания для более широкого понимания и объяснения многих фактов истории искусства, которые не укладываются в социологические рамки. К таковым принадлежит, например, ряд несовпадений периодов социально-экономического и художественного расцвета.
Известна и способность художественных произведений, созданных в давно прошедшие времена, доставлять нам художественное наслаждение и даже сохранять, как писал Маркс об искусстве Древней Греции, в известном смысле значение нормы и недосягаемого образца. Еще парадоксальнее - при рассмотрении в социологическом ключе - выглядит способность искусства создавать правдивые картины даже событийно очень острых, переломных периодов истории общества, не воспроизводя самих этих событий и их социально-экономических оснований. Об этом свидетельствует, например, творчество Л. Н. Толстого, которое В. И. Ленин справедливо назвал зеркалом русской революции, хотя великий писатель этой революции явно не понял, от революции явно отстранился и в своих произведениях не описывал ее событий, не выводил ее героев.
← Мысли Н. З. Чавчавадзе | Специфика художественного отражения → |
---|