Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
А отсюда и конкретные художественные приемы, показательные для всей этой линии. Картины, которые должны были вырасти из эскизов из бывших собраний Остроухова и Лезина, должны были быть одномоментными - тоже подобно «Тайной вечере» Ге.
В остроуховском эскизе этот принцип не проведен последовательно, ибо в группе с доносчиком слева время свое, отличное от времени центральной группы, однако в самой этой группе все взгляды или реакции толпы прикованы к центральной фигуре пропагандиста. Но главное, что эти картины должны были стать сгу-щенно-контрастными по светотени и в основном, очевидно, темными, где среди мрака светились бы только лица героев. То, как Репин использовал в этих эскизах растушку, говорит о том, что речь должна была идти скорее не об отдельных, выпукло обрисованных фигурах, но о сгустках или же группах фигур, о нерасчлененно-плотных и темных массах. Тональное решение будущей картины намечено только в главных фигурах остро-уховского эскиза, тогда как в самой картине оно должно было распространиться и на все полотно. Не исключено, что темнота должна была стать метафорой и нравственной темноты крестьянской среды, где толпа бесцеремонно вваливается в избу, где под ногами, на грязном полу, копошатся дети. Контрастом же к этой «нравственной тьме» должно было стать светящееся лицо привязанного к столбу человека, лицо, где характер не обрисовывался четко, но словно «растворялся» в мерцании света.
И к этой же линии относилась и лучшая среди всего цикла небольшая картина «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885, ГТГ). Разумеется, очень многое и отличало это полотно от рассмотренных карандашных эскизов. Это была как бы уже иная ступень и репинского искусства, и самого народнического движения, несмотря на то что и карандашные рисунки к «Аресту», и основная идея «Отказа» принадлежат, по-видимому, одному и тому же 1879 г.
← Уподобления необходимы Репину | Тайная вечеря → |
---|