Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
С этого момента идея «наказания властей» за издевательства над их жертвами, подобно пожару, распространилась среди народнической молодежи. Возмущение правительственными расправами над лучшими людьми, желавшими только добра, достигало такого накала, что общество оправдало выстрел Засулич. Присяжные вынесли ей оправдательный приговор, что вызвало уже целую волну покушений на полицейских и правительственных чинов. В 1878-1881 гг. развернулась «кровавая война» между террористами и властями, при этом, чем более активно народовольцы «наказывали» представителей власти, тем более мстительные расправы они вызывали в ответ.
Идя на очередное покушение, члены «Народной воли» заведомо шли на самопожертвование, на гибель, причем бесчеловечные издевательства преследовали их до виселицы. В. Осинского, например, отказавшегося на эшафоте от церковного покаяния, повесили под звуки «Камаринской», исполненной военным оркестром, заставив его сплясать перед палачами хотя бы с веревкой на шее.
В 1878-1879 гг. интеллигенция в целом еще не проводила черты между пропагандистами 1874 г., за которыми, в сущности, и не было никакой вины, и осужденными народовольцами, у которых за плечами было или убийство, или хотя бы покушение на убийство. Все это были в глазах современников прежде всего жертвы полицейских расправ, прошедшие весь круг страданий, люди, сознательно «идущие на крест» ради народного блага, бесчисленные российские «мученики», десятками всходящие на российские же Голгофы.
← Современные события | Работы 1878-1879 годах → |
---|