Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Отказ от исповеди

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Это могучая, привязанная к жизни натура - стоит посмотреть на распахнутый ворот тюремного халата на широкой груди, как бы требующей воли и воздуха. Тем более впечатляет самоотречение такого человека, выстраданное «целой жизнью» («Какой характер, какая целая жизнь тут написались», - заметил по поводу этой картины В. В. Стасов).

И соответственно более чувственным, живописно богатым предстает и скупой антураж картины, все, что окружает осужденного, несмотря на то что все это погружено в глубочайший сумрак. Темнота в «Отказе от исповеди» - опять не безразлично-тусклые «фоновые» краски Крамского, но вполне пространственно воспринятый мрак, увиденный в угольно-черных или в траурно-пепельных тонах.

Немногочисленные блестки света как будто организуют и собирают черную плоскость картины. Это и мерцающие мазки тюремной кровати, и серебристые вспышки на облачении священника и на светящемся в темноте кресте.

Другое направление среди работ, задуманных в 1879 г., образовали эскиз к «Аресту пропагандиста» с фигурой крестьянки на первом плане и сама законченная картина 1880-1892 гг. (обе ГТГ). (Завершение картины, как и некоторых других аналогичных полотен, затягивалось у Репина на многие годы, ибо вещи оставались в мастерской художника, на его глазах, что уже само собой подталкивало ко все новым исправлениям.)

Начало картины относится тем самым к тому же времени, когда задумывались и остроуховский эскиз и «Отказ». Однако в ней уже целиком преобладает «коренная» для Репина традиция его искусства. Свет идеала бесследно рассеивается, евангельские уподобления не столь различимы, а в основе - внимательный интерес к характеру (на той стадии его развития в русском искусстве, который мы уже определили как находящийся «на полпути» между федотовскими объемными фигурками и «призрачными фантомами» из портретных этюдов к «Государственному совету»).

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Художественная реальность фильма

Да это и есть театр, театр вещей (людей), пантомима инструментов.…

Община и фольклор

Социальной почвой естественных отношений, а следовательно, и самого…

Мыслительные операции

Наблюдения первых музыкальных этнографов, к примеру, заставших во…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…