Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
Это могучая, привязанная к жизни натура - стоит посмотреть на распахнутый ворот тюремного халата на широкой груди, как бы требующей воли и воздуха. Тем более впечатляет самоотречение такого человека, выстраданное «целой жизнью» («Какой характер, какая целая жизнь тут написались», - заметил по поводу этой картины В. В. Стасов).
И соответственно более чувственным, живописно богатым предстает и скупой антураж картины, все, что окружает осужденного, несмотря на то что все это погружено в глубочайший сумрак. Темнота в «Отказе от исповеди» - опять не безразлично-тусклые «фоновые» краски Крамского, но вполне пространственно воспринятый мрак, увиденный в угольно-черных или в траурно-пепельных тонах.
Немногочисленные блестки света как будто организуют и собирают черную плоскость картины. Это и мерцающие мазки тюремной кровати, и серебристые вспышки на облачении священника и на светящемся в темноте кресте.
Другое направление среди работ, задуманных в 1879 г., образовали эскиз к «Аресту пропагандиста» с фигурой крестьянки на первом плане и сама законченная картина 1880-1892 гг. (обе ГТГ). (Завершение картины, как и некоторых других аналогичных полотен, затягивалось у Репина на многие годы, ибо вещи оставались в мастерской художника, на его глазах, что уже само собой подталкивало ко все новым исправлениям.)
Начало картины относится тем самым к тому же времени, когда задумывались и остроуховский эскиз и «Отказ». Однако в ней уже целиком преобладает «коренная» для Репина традиция его искусства. Свет идеала бесследно рассеивается, евангельские уподобления не столь различимы, а в основе - внимательный интерес к характеру (на той стадии его развития в русском искусстве, который мы уже определили как находящийся «на полпути» между федотовскими объемными фигурками и «призрачными фантомами» из портретных этюдов к «Государственному совету»).
← Колебания в отношении общества | Картина - последовательно одномоментная → |
---|