Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Тайная вечеря

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Однако в сюжетных ситуациях эскизов могли более косвенно отразиться и ситуации тех русских картин, о которых я только что упоминал. В эскизе из бывшего собрания Лезина основа - в противопоставлении героя и «предавшего его», угольно-черную фигуру которого находим в правом углу композиции. Но ведь такое же противопоставление Христа и мрачной фигуры предателя было и в «Тайной вечере» Ге, произведшей в свое время на художников огромное впечатление. В остроуховском эскизе конфликт совершенно иной.

Доносчик, с его указующим жестом, перенесен на левую сторону и совершенно слит с второстепенными персонажами, в то время как перед пропагандистом - тупая фигура деревенского старосты с палкой, спрятанной за спиной (намек на предстоящее «бичевание»). Но ведь подобным же образом развивались евангельские сюжеты у Ге, который после «Тайной вечери» сопоставлял своего Иисуса уже не с Иудой, но только с персонажами, олицетворявшими грубую силу, самодовольство или равнодушие, - с первосвященником Анной, а впоследствии Никодимом или Пилатом. Более же всего этот эскиз перекликается с «Хохотом» Крамского, где действие строилось на столкновении воплощенного в герое человеческого начала и «животного хохота» глумящейся над ним толпы. В эскизе Репина «животная» тупость - в «набычившейся» фигуре грузного старосты, как и во всей окружающей пропагандиста толпе, которая продолжает прибывать через раскрытые двери, предводительствуемая какой-то не только мрачной, но и в особенности «животной» фигурой (слева от пропагандиста); с ее приближением, возможно, и начнется расправа.
Все эти уподобления необходимы Репину для того, чтобы перевести бытовые или даже житейские конфликты современной деревни в обоощенную моральную плоскость, придать фигурам российского «хождения в народ» значение общечеловеческого нравственного идеала. В обоих эскизах художник более всего и представал выразителем, условно говоря, моралистической линии в искусстве его эпохи, в общих чертах намеченной уже нами выше.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Художественная реальность

Сегодня субъектом художественного творчества выступает не только…

Тезис о природном основании искусства

За его пределы попытался выйти Винкельман, хотя и он в значительной…

Разработка эстетического понятия искусства

Возросшему общественному значению искусства соответствовало…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…