Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Тайная вечеря

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Однако в сюжетных ситуациях эскизов могли более косвенно отразиться и ситуации тех русских картин, о которых я только что упоминал. В эскизе из бывшего собрания Лезина основа - в противопоставлении героя и «предавшего его», угольно-черную фигуру которого находим в правом углу композиции. Но ведь такое же противопоставление Христа и мрачной фигуры предателя было и в «Тайной вечере» Ге, произведшей в свое время на художников огромное впечатление. В остроуховском эскизе конфликт совершенно иной.

Доносчик, с его указующим жестом, перенесен на левую сторону и совершенно слит с второстепенными персонажами, в то время как перед пропагандистом - тупая фигура деревенского старосты с палкой, спрятанной за спиной (намек на предстоящее «бичевание»). Но ведь подобным же образом развивались евангельские сюжеты у Ге, который после «Тайной вечери» сопоставлял своего Иисуса уже не с Иудой, но только с персонажами, олицетворявшими грубую силу, самодовольство или равнодушие, - с первосвященником Анной, а впоследствии Никодимом или Пилатом. Более же всего этот эскиз перекликается с «Хохотом» Крамского, где действие строилось на столкновении воплощенного в герое человеческого начала и «животного хохота» глумящейся над ним толпы. В эскизе Репина «животная» тупость - в «набычившейся» фигуре грузного старосты, как и во всей окружающей пропагандиста толпе, которая продолжает прибывать через раскрытые двери, предводительствуемая какой-то не только мрачной, но и в особенности «животной» фигурой (слева от пропагандиста); с ее приближением, возможно, и начнется расправа.
Все эти уподобления необходимы Репину для того, чтобы перевести бытовые или даже житейские конфликты современной деревни в обоощенную моральную плоскость, придать фигурам российского «хождения в народ» значение общечеловеческого нравственного идеала. В обоих эскизах художник более всего и представал выразителем, условно говоря, моралистической линии в искусстве его эпохи, в общих чертах намеченной уже нами выше.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Методологический принцип

Одновременно здесь проявляются очертания нового методологического…

Архитектура образа

Скульптурный ансамбль лишен обычной фронтальности, уже пьедестал…

Восприятия и изображения действительности

Следовательно, фольклорная эпичность и эпизация, понятая как поле…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…