Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Другой поток

Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века

Программа получила жизнь в спектаклях первого сезона, и более всего в тех двух из них, где определялась судьба МХТ: «Царь Федор Иоаинович» и «Чайка». Спектакли эти нередко противопоставляют как две ипостаси театра; сам Станиславский относил их к разным линиям - «историко-бытовой» и линии «интуиции и чувства»; как образцы Натуралистического театра и Театра настроений осмыслит позднее их Мейерхольд .

В таком противопоставлении есть неточность, несправедливость, искажающая смысл режиссерских открытий МХТ. Действительно, в «Царе Федоре. . .» было немало от мейнингенства как принятого в ту пору способа решения исторической драмы - «нового историзма», основанного на воссоздании и духа и буквы времени.

Помимо того, что для самого театра это было необходимым этапом, несколько запоздалым «передвижничеством», это стало в общеевропейском масштабе началом режиссерского театра, его первоосновой, вошедшей затем в общую азбуку сцены. Но и здесь была, словами Станиславского, установка на «душевный реализм», правду, которая не могла родиться в условиях «театральной лжи» .

Оба спектакля готовились одновременно, одними и теми же людьми, вырастали из единого истока. Отсюда одухотворенность «русского мейнингенства» в «Царе Федоре. ..» и земная, конкретная основа поэтической «Чайки». Картина мира в обоих случаях была разветвленной, подробной, пусть перегруженной наблюдениями, деталями, «прикрытиями» для неопытных актеров, но целостной, гармоничной, созданной новым хозяином сцены - режиссером.

Только, верная своему «чувству автора», режиссура и решала разные пьесы различно, дав в одном случае историческую фреску, наполненную современной тревогой и современным пониманием человека, во втором - образ современного мира со множеством героев и судеб, столь узнаваемых, близких залу, овеянных поэтическим настроением.
Главное же в двух этих спектаклях то, что словно исполнилось предчувствие из чеховской «Чайки»: «.. .материя и дух сольются в гармонии прекрасной.. .» м «Материя» и «дух», все краски мира и человеческое его начало - в соединении этих начал родилась русская режиссура.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Романтизм и культура

Рационализация жизни, подчинение ее усредненно-трезвому разуму,…

Проблема понимания

Так или иначе приходится признать, что структура современного…

Театральное видение мира

Архитектура театрального образа и образа живописного очень похожи.…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…