Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Другой поток

Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века

Программа получила жизнь в спектаклях первого сезона, и более всего в тех двух из них, где определялась судьба МХТ: «Царь Федор Иоаинович» и «Чайка». Спектакли эти нередко противопоставляют как две ипостаси театра; сам Станиславский относил их к разным линиям - «историко-бытовой» и линии «интуиции и чувства»; как образцы Натуралистического театра и Театра настроений осмыслит позднее их Мейерхольд .

В таком противопоставлении есть неточность, несправедливость, искажающая смысл режиссерских открытий МХТ. Действительно, в «Царе Федоре. . .» было немало от мейнингенства как принятого в ту пору способа решения исторической драмы - «нового историзма», основанного на воссоздании и духа и буквы времени.

Помимо того, что для самого театра это было необходимым этапом, несколько запоздалым «передвижничеством», это стало в общеевропейском масштабе началом режиссерского театра, его первоосновой, вошедшей затем в общую азбуку сцены. Но и здесь была, словами Станиславского, установка на «душевный реализм», правду, которая не могла родиться в условиях «театральной лжи» .

Оба спектакля готовились одновременно, одними и теми же людьми, вырастали из единого истока. Отсюда одухотворенность «русского мейнингенства» в «Царе Федоре. ..» и земная, конкретная основа поэтической «Чайки». Картина мира в обоих случаях была разветвленной, подробной, пусть перегруженной наблюдениями, деталями, «прикрытиями» для неопытных актеров, но целостной, гармоничной, созданной новым хозяином сцены - режиссером.

Только, верная своему «чувству автора», режиссура и решала разные пьесы различно, дав в одном случае историческую фреску, наполненную современной тревогой и современным пониманием человека, во втором - образ современного мира со множеством героев и судеб, столь узнаваемых, близких залу, овеянных поэтическим настроением.
Главное же в двух этих спектаклях то, что словно исполнилось предчувствие из чеховской «Чайки»: «.. .материя и дух сольются в гармонии прекрасной.. .» м «Материя» и «дух», все краски мира и человеческое его начало - в соединении этих начал родилась русская режиссура.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Культура как абсолютная ценность человечества

Культура как абсолютная ценность человечества ставит перед обществом…

Творческие манифесты мира искусства

Поскольку наша статья носит преимущественно методологический…

Культурно-историческая школа

Выходя на дорогу самостоятельного развития и стремясь к обретению…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…