Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Любительство и в России развивалось достаточно интенсивно, хотя и несколько в ином плане. Здесь требовалась не столько лаборатория реализма, сколько лаборатория новой сценичности, и сюда были направлены усилия многих, начиная с Мамонтовского кружка, затем - Мамонтовской частной оперы и вплоть до Общества искусства и литературы, ставшего «тигелем» по выплавке режиссуры.
Общество искусства и литературы, возникшее в 1888 г. в Москве как место соединения разных художественных интересов, довольно скоро превратилось в своеобразную театральную мастерскую, которой руководил Станиславский. Его актерский рост и формирование его режиссуры за 10 лет - до создания МХТ - исследованы широко, многократно, в их взаимосвязи, в соотношении с опытом и русского и зарубежного театра. В неуклонности, в предопределенности этого движения, вбирающего в себя столь многое, сказывалось время, словно решившее сосредоточить наконец долгие усилия на пути к режиссуре в судьбе и творчестве одного человека. Здесь важно и значимо все: и то, что режиссура была для Станиславского органична и он к ней пришел не под влиянием мейнингенцев, но до встречи с ними; и то, как глубоко были усвоены и претворены их уроки - как отличались по богатству, слаженности и целеустремленности своих решений спектакли любительского кружка от императорской сцены; и то, наконец, что здесь, в спектаклях кружка, проявилось решающее качество режиссуры. В режиссерских планах, партитурах, комментариях Станиславского - как любительской поры, так затем и поры МХТ - очевидна рука автора, сочиняющего свой сценический мир, свой «роман жизни». Эти истоки режиссуры были не менее важны, чем забота о «внутренней правде», об ансамбле, о новом типе актера, и лишь соединение всего этого вместе и позволило родиться творческой режиссуре.
← Общество искусства и литературы | Работа серьезных художников → |
---|