Автор: Екатерина Храмова | Категория: Культура
Мы опускаем детальное описание процесса, в рамках которого искусство и литература обретали автономность начиная уже со времен Ренессанса, суммарно обозначив лишь важнейшие выводы: это было следствием анонимных условий функционирования рынка, когда художественная продукция в товарной форме передается реципиенту опосредованно через институты надстройки.
Это означает, что искусство конституируется как самостоятельная сфера общественной надстройки и формируется художественная общественность. Ее возникновение со своей стороны является результатом и составной частью новых коммуникативных и обменных связей, появление которых обусловлено ростом художественного рынка. Этот процесс не в последнюю очередь является одновременно и процессом анонимизации публики. В художественном творчестве она предстает как адресат, в образе которого художник представляет своего реципиента. Именно в условиях коммуникативного обмена, обусловленного наличием художественного рынка, у художника возникает двойной образ читателя, зрителя, слушателя - реального и идеального. Одновременно это является и процессом демократизации потребления искусства, который нашел свое критическое обоснование и разумное оправдание в философии английского сенсуализма. В конечном счете буржуазное Просвещение стремилось установить коммуникацию в масштабах всей нации.
← Литературная общественность | Становление и значение эстетического понятия искусства → |
---|