Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Роман Гончарова

Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века

Еще более определенно та же тоска по ушедшим в небытие временам выражена в картине В. М. Максимова «Всё в прошлом» (1889, ГТГ). Не ограничившись показом лирических аспектов этой темы, художник заострил ее социальный смысл. На картине изображены две старые женщины, всю жизнь прожившие бок о бок, вместе состарившиеся и, казалось бы, объединенные общими воспоминаниями о прошлом.

Но это прошлое различно для них - для покойно откинувшейся в кресле все еще надменной барыни и для пристроившейся на ступеньках крыльца ее ныне единственной прислуги, бывшей крепостной. О разнице в прошлом обеих старух ярко свидетельствуют и их руки: тонкие, по-прежнему изящные, незнакомые с физическим трудом руки госпожи и крупные, с узловатыми пальцами, никогда не бывавшие праздными руки служанки, занятые и теперь вязанием. Соотношение человеческих образов и социальных характеристик подчеркнуто аналогичными соотношениями в предметной и особенно в архитектурной среде. Скромному, почти крестьянскому домику, в котором вынуждены ныне обитать, видимо, разорившаяся, покинутая родными помещица, противопоставлен виднеющийся невдалеке большой старый господский дом - обшарпанный, с окнами, забитыми досками, и с прохудившейся крышей, но некогда нарядный и величественный, процветавший, как и его хозяйка, в иные времена.
Ностальгия по прошлому, особенно если это прошлое представлялось светлым и прекрасным, являлась одной из существенных сторон психологического состояния человека середины и второй половины XIX в. и восприятия им окружающей действительности. В отличие от предшествующего времени эта ностальгия потеряла свой сентиментальный оттенок. Она стала проявляться не только в печали, тоске по утраченному, но и в вытекающем из нее чувстве современности, создавая ощущение связи настоящего с прошлым. Вспомним реакцию толстовского Николеньки Иртеньева на встречу с домом в Петровском, где он не бывал с детских лет. «.. .Я вдруг почувствовал на себе ласку этого милого, старого дома. Мне невольно представился вопрос: как могли мы, я и дом, быть так долго друг без друга?

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Музыкальный фольклор и традиционно-академическое творчество

Разумеется, авторитет композиторов-профессионалов достаточно высок в…

Изучение фольклора

Выработка новой методологии в сфере изучения фольклора может…

Ритм - основа налаженного и устроенного быта

Ритм - основа налаженного и устроенного быта. Сбивка с ритма - это…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…