Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Роман Гончарова

Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века

Еще более определенно та же тоска по ушедшим в небытие временам выражена в картине В. М. Максимова «Всё в прошлом» (1889, ГТГ). Не ограничившись показом лирических аспектов этой темы, художник заострил ее социальный смысл. На картине изображены две старые женщины, всю жизнь прожившие бок о бок, вместе состарившиеся и, казалось бы, объединенные общими воспоминаниями о прошлом.

Но это прошлое различно для них - для покойно откинувшейся в кресле все еще надменной барыни и для пристроившейся на ступеньках крыльца ее ныне единственной прислуги, бывшей крепостной. О разнице в прошлом обеих старух ярко свидетельствуют и их руки: тонкие, по-прежнему изящные, незнакомые с физическим трудом руки госпожи и крупные, с узловатыми пальцами, никогда не бывавшие праздными руки служанки, занятые и теперь вязанием. Соотношение человеческих образов и социальных характеристик подчеркнуто аналогичными соотношениями в предметной и особенно в архитектурной среде. Скромному, почти крестьянскому домику, в котором вынуждены ныне обитать, видимо, разорившаяся, покинутая родными помещица, противопоставлен виднеющийся невдалеке большой старый господский дом - обшарпанный, с окнами, забитыми досками, и с прохудившейся крышей, но некогда нарядный и величественный, процветавший, как и его хозяйка, в иные времена.
Ностальгия по прошлому, особенно если это прошлое представлялось светлым и прекрасным, являлась одной из существенных сторон психологического состояния человека середины и второй половины XIX в. и восприятия им окружающей действительности. В отличие от предшествующего времени эта ностальгия потеряла свой сентиментальный оттенок. Она стала проявляться не только в печали, тоске по утраченному, но и в вытекающем из нее чувстве современности, создавая ощущение связи настоящего с прошлым. Вспомним реакцию толстовского Николеньки Иртеньева на встречу с домом в Петровском, где он не бывал с детских лет. «.. .Я вдруг почувствовал на себе ласку этого милого, старого дома. Мне невольно представился вопрос: как могли мы, я и дом, быть так долго друг без друга?

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Целостность искусства

Творцом считался этот «Ты», который уже обожествлялся и, будучи очень…

Судьбы человечества

Мы специально обратились к таким произведениям живописи, которые…

Предметы культуры и индивиды

В предметах культуры представлена не любая социальная (вне…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…