Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Утверждению в сознании общества обаяния облика усадьбы и усадебной жизни относительно близкого прошлого, их поэтизации немало способствовала художественная литература XIX в., и особенно И. С. Тургенев, этот наиболее, по словам Г. К. Лукомского, «„усадебный писатель" и даже „усадебный" поэт».
Но, подчеркивая, что у Тургенева «именно, поэзией проникнута была каждая строка его описаний» Лукомский сетовал, что писатель в своих конкретных характеристиках ограничивался «признаком „дом с колоннами". Какие колонны, какого ордера, какого периода, какого архитектора, какая обстановка? - ничего определенного заключить нельзя было по прочтении тех или иных его рассказов и повестей».
Из этого Лукомский делал вывод, «что и интеллигенции нашей 1840-50-х годов (не говоря уже о 60-70 годах) самые „памятники" - дома-усадьбы вовсе не были дороги; не „видели" беллетристы красоты усадеб». Согласиться с таким суждением нельзя.
Разве не развернутой и мастерски выписанной твердой рукой художника предстает перед читателем характеристика поместья Одинцовой («Отцы и дети»)? «Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, - писал Тургенев, - стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею „Воскресение Христово" в „итальянском" вкусе.
Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом.
Губернский архитектор воздвигнул оба здания с одобрения покойного Одинцова, не терпевшего никаких пустых и самопроизвольных, как он выражался, нововведений. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду».
← Добродушно-иронический оттенок | В глазах владельцев поместий → |
---|