Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Естественно, что в судьбе русской усадьбы и развитии усадебной культуры на протяжении XIX в. огромную роль сыграла реформа 1861 г. После отмены крепостного права были подорваны все важнейшие основы барщинной системы.
Помимо уничтожения юридической власти помещика над крестьянами и предоставления последним права приобретения в полную собственность земли, которой до этого они пользовались временно по благоусмотрению помещика, реформа способствовала обращению владельцев имения к капиталистическим способам ведения сельского хозяйства с использованием наемного труда. А это неминуемо влекло за собой разрушение замкнутости и самодостаточности не только помещичьего хозяйства, ранее в основном натурального, но и самого усадебного мира, развивавшегося по мере течения лет в нарастающей взаимосвязи с городской культурой.
Этот процесс совершался, конечно, не единовременно, а постепенно. Не сразу появились условия для крупного капиталистического сельскохозяйственного производства, не в один день образовался класс людей, работающих по найму, а попытки отдельных помещиков выписать из-за границы машины и рабочих редко приводили к желанным результатам. Вместе с тем замена барщинного хозяйства хозяйством, основанным на системе отработок или кое-где на наемной рабочей силе, и лишение помещиков многочисленной дворовой челяди и дарового крепостного труда в области создания материальных ценностей, в том числе художественных, не могли не отразиться на усадебном быте и даже на архитектурном облике усадьбы. Беднейшие крестьяне потянулись в город на заработки, и для проведения в поместье каких-нибудь строительных работ приходилось привлекать рабочих не только из более отдаленных местностей, но и из города. Последовавшее затем развитие капиталистической системы хозяйства и вызванное им внедрение в быт всех слоев русского общества предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных фабричным способом, еще более способствовали утрате интереса к созданию произведений искусства руками бывших крепостных, труд которых теперь приходилось оплачивать, хотя и по ничтожной цене. Замкнутый мир русской усадьбы неудержимо разрушался.
← Культуры усадебного искусства | Приводившиеся выше образцы загородных усадебных ансамблей → |
---|