Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Впервые став владельцем большого имения

Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века

Однако воспроизведение картин усадебной среды и усадебного быта в литературе и искусстве, само по себе достойное изучения, отнюдь не исчерпывает проблему роли усадебной культуры и заложенного в ней духовного начала в развитии художественной культуры второй половины XIX столетия в целом. «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто „полон мыслей"...» - говорил Тургенев.

В этих словах сказалась также и непреходящая ностальгия писателя, вынужденного жить вдали от бесконечно любимой родины.


И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в темный сад,
Где липы так огромны, так тенисты
И ландыши так девственно душисты,
Где круглые ракиты над водой
С плотины наклонились чередой
Гуда, туда, в раздольные поля
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами
Там хорошо; там только русский дома
И степь ему как родина знакома,
Как по морю, гуляет он по ней -
Живет и дышит, движется вольней. . .


После этого отступления следует, однако, вернуться к разговору о роли традиционных начал в русской усадебной культуре второй половины XIX в., проявившихся, в частности, в том ее ответвлении, которое возникло в процессе приспособления старой архитектурной среды усадьбы к тем новым требованиям, какие были внесены в усадебную культуру новым слоем помещиков, сформировавшимся из крупных промышленных и торговых деятелей.

Впервые став владельцем большого имения, такой помещик старался окружить себя изысканной и богатой обстановкой, создававшей иллюзию принадлежности к более высоким кругам дворянского общества, чем тот, к которому он относился до тех пор. Поэтому он предпочитал не обстраивать новое поместье, а приобрести старинную усадьбу, по возможности с мебелью, фарфором, столовым серебром и портретами «предков».

Повседневный и культурный быт в такой усадьбе, рассчитанный на произведение определенного впечатления, тоже формировался по типу того, который, по представлениям новых хозяев усадьбы, должен был существовать здесь издавна.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Масштабы измерений образа

A. Фадеева, уже упомянутые фильмы А. Довженко, такие монументальные…

Сознание или иной взгляд на жизнь

Тщательное наблюдение обнаружило гораздо более глубокое, нежели…

Контакт рембрандтовского мира

Контакт рембрандтовского мира с реальным миром происходит на…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…