Автор: Ольга Свиридова | Категория: Искусство
Художник творит «страну идеала», универсальный мир искусства, выявляет духовность всего сущего в материале голо очерченной конструкции куклы.
Однако возможны ли на сцене образы всего сущего? Да, возможны. И если такие образы раньше были буквально однозначны (ими всегда выступали куклы божеств мистериального театра), то сейчас идеал человека Вселенной тоже возможен как в живом, так и в кукольном театре.
Но такой идеал не всегда персонифицируется, он может рождаться только лишь в перспективе действия, рождаться в зрительном зале. Для воплощения таких образов недостаточно «сверх марионетки», как любил говорить Крег, нужна сама общественная потребность мыслить масштабно, широко, как, например, это делал Владимир Маяковский. Вспомните «Мистерию-буфф». Другой драматург, режиссер и теоретик театра Бертольд Брехт писал, что всенародный (эпический, по терминологии автора) театр требует общественных усилий, предполагает потребность вынести самое сокровенное на площадь, на сцену, проверить публичностью и обозреть свои идеалы во плоти мизансцены.
В универсальных возможностях искусства театра (кукольного или живого) есть две крайние возможности, с предельной четкостью выраженные в противоположных театральных системах: «психологического» театра, начиная с театра Станиславского, и театра «эпического» по Брехту. Эти закономерности можно проиллюстрировать и на примере театра кукол. Так, Сергей Образцов как бы «соединил» тело куклы с переживанием актера. Кукла оживает психологически, выражает волю актера, поэтому скульптурная пластика куклы здесь не столь существенна. Наоборот, куклы с фиксированным выражением лица даже мешают играть. Чтобы быть проводником воли режиссера, кукла в идеале превращается в ткань: Петрушка - ведь перчатка на руке актера, кукле уже не нужно собственного тела, так как оно не способно гибко реагировать на движения кукловода.
← Искусство монтажа | Философия театра кукол → |
---|