Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Соглашаясь в основном с утверждениями искусствоведов начала XX в. об отмирании усадебного искусства XVIII-начала XIX в. (оно прочно закрепилось в нашей литературе, особенно краеведческой), необходимо, однако, сделать еще одну оговорку. В большой степени эти утверждения были связаны с программным неприятием указанными учеными эклектической архитектуры, на которую опирались и новое строительство в усадьбах, и перестройка старых усадебных ансамблей.
Вместе с тем существование традиций в усадебной культуре, и в частности в архитектуре, стало осознаваться творцами усадеб гораздо раньше - еще в середине XIX в., в предреформенные годы.
Наметившееся уже в это время тяготение к воспроизведению общего традиционного характера и природной среды усадьбы, ее культурного и повседневного быта, свойственное и новым поколениям наследников родовых имений, и помещикам, пришедшим на смену разорившимся владельцам старинных имений, и хозяевам вновь застраиваемых усадеб, было естественной реакцией на распад усадебной культуры, основанной на крепостном труде, попыткой в новых социальных условиях создать впечатляющую архитектурно-парковую среду, иногда не менее яркую, чем та, которой отличались усадьбы недавнего прошлого.
В глазах владельцев поместий второй половины XIX в. традиционная усадьба продолжала обладать немеркнущим очарованием - либо вследствие фамильной приверженности традициям, либо потому, что эта усадьба ассоциировалась в сознании новых помещиков - представителей русской промышленной и торговой буржуазии - с картинами «красивой» и «благородной» жизни, которая мнилась им прерогативой знатного дворянства.
← Утверждение в сознании общества | Культуры усадебного искусства → |
---|