Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Дом радостно принимал меня в свои объятия и каждой половицей, каждым окном, каждой ступенькой лестницы, каждым звуком пробуждал во мне тьмы образов, чувств, событий невозвратимого счастливого прошедшего. Мы пришли в нашу детскую спальню: все детские ужасы снова те же таились во мраке углов и дверей; прошли гостиную - та же тихая, нежная материнская любовь была разлита по всем предметам, стоявшим в комнате; прошли залу - шумливое, беспечное, детское веселье, казалось, остановилось в этой комнате и ждало только того, чтобы снова оживили его.
В диванной казалось, все - зеркало, ширмы, старый деревянный образ, каждая неровность стены, оклеенной белой бумагой, все говорило про страдания, про смерть, про то, чего уже больше никогда не будет». Эти строки выражают настоящую радость бытия, оттененную, подчеркнутую воспоминаниями о прошлом и подкрепленную живыми картинами, вырисовывающимися в широко распахнутых окнах, «в которые весело смотрели зеленые деревья и желтые красноватые дорожки сада» В то же время это поэтическое одушевление предметного мира, ставшего символом памяти, неразрывно связано с ощущением постоянства усадебного быта, сохранившегося в Петровском ко времени приезда Николеньки в почти неизменном состоянии.
Уютная обстановка усадебного дома, постепенно собиравшаяся несколькими поколениями его обитателей, зародившиеся и развивавшиеся здесь традиции, свойственные именно данной семье, старая мебель и старые вещи, проникнутые на протяжении многих лет своего бытия, помимо их прямого назначения, и неким духовным смыслом, осуществляли как бы связь поколений во времени. Семейные портреты или старые книжные шкафы, набитые старинными книгами в переплетах из свиной кожи, а также новинками столичных изданий, диваны, кресла, консоли и люстры были своего рода носителями памяти поколений. Неодушевленные предметы - свидетели многих семейных событий в ходе усадебной жизни - чаще, чем в условиях городской квартиры, более подверженной модным переменам, приобретали, таким образом, для обитателей значение, равное тому, какое имели для них дорогие живые существа. Но особую роль в формировании духовной атмосферы усадьбы играли фамильные портреты. Они конкретизировали ушедшие в прошлое лица и события, обраставшие в ходе движения времени своими легендами и мифами, и способствовали осознанию обитателями усадьбы своего собственного места в преходящей смене поколений и в творившемся этими поколениями усадебном мире ".
← Ностальгия по прошлому | Роман Гончарова → |
---|