Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Культуры усадебного искусства

Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века

Но при этом подразумевается не отмирание усадебной культуры вообще, а прежде всего разрушение основ, на которых зиждилась замкнутость усадебного мира, его самообеспеченность. Этот усадебный мир все более и более изменялся, становился во все увеличивающуюся зависимость от экономики и культуры города.

Самая важная перемена заключалась в том, что «центр тяжести» усадебной культуры с середины XIX в. и особенно в послереформенные десятилетия переместился из крупных дворянских поместий в те усадьбы среднего достатка, владельцы которых принадлежали к творческой интеллигенции либо были тесно с нею связаны.

Несомненно, что этот процесс стимулировался развитием новых вкусов в художественной культуре, но в еще большей степени он побуждался коренными переменами, затронувшими все сферы социальной, политической и экономической жизни.

Поэтому сложившееся в литературе, начиная с рубежа XIX-XX вв., мнение о вырождении и отмирании во второй половине XIX в. усадебной культуры, усадебного искусства нуждается в корректировке. Негативная оценка происшедших после 1861 г. изменений в русском усадебном искусстве впервые была дана деятелями художественного .объединения «Мир искусства» в связи с углубленным изучением ими русского искусства XVIII-начала XIX в., до того полузабытого.

Прямо или косвенно она содержалась в работах А. Н. Бенуа и В. Я. Курбатова, И. Э. Грабаря и С. П. Яремича, Н. Н. Врангеля и Г. К. Лукомского (последнего особенно).

Справедливо указывая на атрофирование во второй половине XIX в. понятия «усадебное искусство», которое охватывало специфическую область русской художественной культуры XVIII-начала XIX в., перечисленные ученые и художественные деятели все же проходили мимо того факта, что самый тип усадьбы, исторически сложившийся в эпоху русского классицизма, сохранялся на протяжении почти всего XIX столетия.

Смысл этого явления заключался не столько в использовании отдельных клас-сицизирующих принципов в пространственном решении архитектурного ансамбля усадьбы, сколько в их логическом сочетании со свободной, живописной и функционально продуманной планировкой, а также с характерными для второй половины XIX в. архитектурными формами. Мера соотношения того и другого позволяла исключать прямые аналогии и зримые ассоциации с первоисточниками.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Современная философская мысль

По самим своим онтологическим свойствам он плохо соответствует…

Картина действительности

Еще молодой Гете выступал против жесткого подчинения искусства…

Фольклорные явления

Зато существенно возрастает роль словесных описаний, всегда имевших…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…