Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Но при этом подразумевается не отмирание усадебной культуры вообще, а прежде всего разрушение основ, на которых зиждилась замкнутость усадебного мира, его самообеспеченность. Этот усадебный мир все более и более изменялся, становился во все увеличивающуюся зависимость от экономики и культуры города.
Самая важная перемена заключалась в том, что «центр тяжести» усадебной культуры с середины XIX в. и особенно в послереформенные десятилетия переместился из крупных дворянских поместий в те усадьбы среднего достатка, владельцы которых принадлежали к творческой интеллигенции либо были тесно с нею связаны.
Несомненно, что этот процесс стимулировался развитием новых вкусов в художественной культуре, но в еще большей степени он побуждался коренными переменами, затронувшими все сферы социальной, политической и экономической жизни.
Поэтому сложившееся в литературе, начиная с рубежа XIX-XX вв., мнение о вырождении и отмирании во второй половине XIX в. усадебной культуры, усадебного искусства нуждается в корректировке. Негативная оценка происшедших после 1861 г. изменений в русском усадебном искусстве впервые была дана деятелями художественного .объединения «Мир искусства» в связи с углубленным изучением ими русского искусства XVIII-начала XIX в., до того полузабытого.
Прямо или косвенно она содержалась в работах А. Н. Бенуа и В. Я. Курбатова, И. Э. Грабаря и С. П. Яремича, Н. Н. Врангеля и Г. К. Лукомского (последнего особенно).
Справедливо указывая на атрофирование во второй половине XIX в. понятия «усадебное искусство», которое охватывало специфическую область русской художественной культуры XVIII-начала XIX в., перечисленные ученые и художественные деятели все же проходили мимо того факта, что самый тип усадьбы, исторически сложившийся в эпоху русского классицизма, сохранялся на протяжении почти всего XIX столетия.
Смысл этого явления заключался не столько в использовании отдельных клас-сицизирующих принципов в пространственном решении архитектурного ансамбля усадьбы, сколько в их логическом сочетании со свободной, живописной и функционально продуманной планировкой, а также с характерными для второй половины XIX в. архитектурными формами. Мера соотношения того и другого позволяла исключать прямые аналогии и зримые ассоциации с первоисточниками.
← В глазах владельцев поместий | Перестройка городских домов → |
---|