Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Культуры усадебного искусства

Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века

Но при этом подразумевается не отмирание усадебной культуры вообще, а прежде всего разрушение основ, на которых зиждилась замкнутость усадебного мира, его самообеспеченность. Этот усадебный мир все более и более изменялся, становился во все увеличивающуюся зависимость от экономики и культуры города.

Самая важная перемена заключалась в том, что «центр тяжести» усадебной культуры с середины XIX в. и особенно в послереформенные десятилетия переместился из крупных дворянских поместий в те усадьбы среднего достатка, владельцы которых принадлежали к творческой интеллигенции либо были тесно с нею связаны.

Несомненно, что этот процесс стимулировался развитием новых вкусов в художественной культуре, но в еще большей степени он побуждался коренными переменами, затронувшими все сферы социальной, политической и экономической жизни.

Поэтому сложившееся в литературе, начиная с рубежа XIX-XX вв., мнение о вырождении и отмирании во второй половине XIX в. усадебной культуры, усадебного искусства нуждается в корректировке. Негативная оценка происшедших после 1861 г. изменений в русском усадебном искусстве впервые была дана деятелями художественного .объединения «Мир искусства» в связи с углубленным изучением ими русского искусства XVIII-начала XIX в., до того полузабытого.

Прямо или косвенно она содержалась в работах А. Н. Бенуа и В. Я. Курбатова, И. Э. Грабаря и С. П. Яремича, Н. Н. Врангеля и Г. К. Лукомского (последнего особенно).

Справедливо указывая на атрофирование во второй половине XIX в. понятия «усадебное искусство», которое охватывало специфическую область русской художественной культуры XVIII-начала XIX в., перечисленные ученые и художественные деятели все же проходили мимо того факта, что самый тип усадьбы, исторически сложившийся в эпоху русского классицизма, сохранялся на протяжении почти всего XIX столетия.

Смысл этого явления заключался не столько в использовании отдельных клас-сицизирующих принципов в пространственном решении архитектурного ансамбля усадьбы, сколько в их логическом сочетании со свободной, живописной и функционально продуманной планировкой, а также с характерными для второй половины XIX в. архитектурными формами. Мера соотношения того и другого позволяла исключать прямые аналогии и зримые ассоциации с первоисточниками.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Сближения в промышленно-капиталистических условиях

Однако нельзя не отметить, что именно с появлением эстетики…

Эстетические отношения слов-кадров

Иными словами, обратная связь как бы разрушает временной порядок,…

Первое впечатление

Первое впечатление - это какой-то провал в глубины коричневой…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…