Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Но помимо проявления естественной ностальгии по прошлому, вообще свойственной человеку, в усадебной культуре происходили процессы, родственные этому явлению, но побуждавшиеся иными причинами. Речь идет о стойкости традиций, и их жизненности на протяжении всей второй половины XIX в. именно в усадебной культуре в отличие от городской.
Традиционный, в общих чертах, характер усадебного быта и зачастую даже усадебной архитектурной среды, несмотря на провозглашенный зодчими отказ от принципов классицизма, был одной из типических черт усадебной культуры. Ее развитие в ту эпоху происходило как бы с оглядкой назад.
Приводившиеся выше образцы загородных усадебных ансамблей безусловно обладали наглядными приметами новых веяний в архитектуре: свободной и живописной компоновкой архитектурных объемов, зримой зависимостью планировки внутренних помещений от функциональных требований, новой трактовкой декоративного убранства фасадов и интерьеров. Отвергнув симметричное расположение важнейших частей усадебного ансамбля относительно центральной оси и изменив привычному переходу от архитектурного центра к пейзажному парку с помощью обширных регулярно спланированных цветников, боскетов и куртин, зодчие второй половины XIX в. должны были найти несколько иные приемы организации ансамбля, которые соответствовали бы новым художественным вкусам и изменениям в усадебном быте. Однако даже в этих новых загородных ансамблях, созданных в эпоху романтизма и историзма, нередко можно обнаружить достаточно выраженное тяготение к симметричным основам в распределении главнейших масс архитектурного ядра усадебного комплекса, что вызывает ассоциации с полностью, казалось бы, ушедшими в прошлое приемами композиции усадеб периода классицизма. Но суть, конечно, не в использовании тех или иных принципов симметрии (пример выбран достаточно случайно), а в сознательном стремлении создателей комплекса усадебных построек сохранить определенные черты, соответствующие сложившимся в течение многих десятилетий представлениям об архитектуре помещичьей усадьбы.
← Приводившиеся выше образцы загородных усадебных ансамблей | Уютная обстановка усадебного дома → |
---|