Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Вопрос о личностном начале

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Современники увидели в «Бесприданнице» обличение существующего уклада жизни и протест Ларисы против социальной несправедливости. Островский же на самом деле ушел в этой пьесе неизмеримо дальше, продвигаясь от анализа жизненных обстоятельств к исследованию внутреннего мира.

Драма Ларисы вовсе не в том, что она бесприданница. «Но что дали бы деньги Ларисе? Замужество с Паратовым. Но разве чувствуется в такой догадке успокоение? - размышлял Долгов, чье толкование пьесы Островского сложилось под несомненным и сильным влиянием игры Комиссаржевской. - Да, наконец, и самый простой вопрос: разве от нужды бежит Лариса? Наоборот, меняя обстановку ловкой мамаши на житье с захудалым чиновником, она сознательно идет на бедность, страшась чего-то, что ей еще более нестерпимо» ь.
Препятствием к счастью Ларисы является вовсе не отсутствие денег, т. е. обстоятельство внешнее, которое при счастливом случае может измениться. И не отсутствие любви - а ее душевный максимализм, лишающий ее возможности счастливой любви. «Я любви искала и не нашла», - говорит Лариса, хотя вокруг нее - хоровод мужчин, по-своему любящих. Но каждый из влюбленных предлагает ей то, что ценит выше всего: Кнуров и Вожеватов - деньги, Паратов - мир наслаждения, Карандышев, как он считает, приносит Ларисе в жертву свою честь.
Но их жизненные ценности определяются тем самым укладом жизни, преодолеть который никто из них не может, да и не хочет, укладом, который налагает на их души неумолимую печать, лишает их внутренней свободы. Им не дано подняться над привычным ходом вещей , им не дано достигнуть уровня душевного строя Ларисы, им не приходит в голову «заглянуть ей в душу». Герои «Бесприданницы» существуют в плотной материальной среде, существуют уверенно и привычно. В этой среде задыхается Лариса, чья жизнь подвластна иным законам и импульсам.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Понимание мира в древности

Никого не смущала ни множественность начал мира, ни то, что вместо…

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Опора искусствознания на марксистскую культурологию

Научное понимание аксиологического статуса культуры даст…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…