Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Современники увидели в «Бесприданнице» обличение существующего уклада жизни и протест Ларисы против социальной несправедливости. Островский же на самом деле ушел в этой пьесе неизмеримо дальше, продвигаясь от анализа жизненных обстоятельств к исследованию внутреннего мира.
Драма Ларисы вовсе не в том, что она бесприданница. «Но что дали бы деньги Ларисе? Замужество с Паратовым. Но разве чувствуется в такой догадке успокоение? - размышлял Долгов, чье толкование пьесы Островского сложилось под несомненным и сильным влиянием игры Комиссаржевской. - Да, наконец, и самый простой вопрос: разве от нужды бежит Лариса? Наоборот, меняя обстановку ловкой мамаши на житье с захудалым чиновником, она сознательно идет на бедность, страшась чего-то, что ей еще более нестерпимо» ь.
Препятствием к счастью Ларисы является вовсе не отсутствие денег, т. е. обстоятельство внешнее, которое при счастливом случае может измениться. И не отсутствие любви - а ее душевный максимализм, лишающий ее возможности счастливой любви. «Я любви искала и не нашла», - говорит Лариса, хотя вокруг нее - хоровод мужчин, по-своему любящих. Но каждый из влюбленных предлагает ей то, что ценит выше всего: Кнуров и Вожеватов - деньги, Паратов - мир наслаждения, Карандышев, как он считает, приносит Ларисе в жертву свою честь.
Но их жизненные ценности определяются тем самым укладом жизни, преодолеть который никто из них не может, да и не хочет, укладом, который налагает на их души неумолимую печать, лишает их внутренней свободы. Им не дано подняться над привычным ходом вещей , им не дано достигнуть уровня душевного строя Ларисы, им не приходит в голову «заглянуть ей в душу». Герои «Бесприданницы» существуют в плотной материальной среде, существуют уверенно и привычно. В этой среде задыхается Лариса, чья жизнь подвластна иным законам и импульсам.
← Современники увидели в «Бесприданнице» обличение существующего уклада жизни | Комиссаржевская с ее исповедальностью → |
---|