Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Выходит, что в то время, когда публика, в том числе и достаточно просвещенная, продолжала ждать от драматурга чего-то привычного и знакомого - «народной жизни», «типов» и т. п., - самому ему все это было уже вовсе не интересно и сам он был увлечен совсем иными замыслами. Посылая рукопись только что законченной пьесы заведующему репертуарной частью Александрийского театра П. С. Федорову, драматург писал: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».
Среди поздних пьес Островского «нового сорта» «Бесприданница» - вершина, в которой его поиски и замыслы воплотились с наибольшим совершенством.
У художественных произведений, как и у их создателей, бывает своя судьба, и в этой судьбе - высшее мгновение. В истории «Бесприданницы» самая знаменательная дата - 17 сентября 1896 г. В этот вечер в спектакле Александрийского театра в роли Ларисы Огудаловой выступила Вера Федоровна Комиссаржевская, только что принятая на петербургскую казенную сцену. О Комиссаржевской в «Бесприданнице» написано множество страниц - ив связи со спектаклем Александрийского театра, и в связи с провинциальными гастролями актрисы. О ее игре делились свежими впечатлениями, о ней вспоминали десятилетия спустя.
Драматические произведения зависят от театральной интерпретации и нередко подолгу ждут своего удачного воплощения. В сценической истории любой пьесы есть лучший исполнитель или исполнительница. В данном случае дело обстоит иначе - Комиссаржевская не просто сыграла Ларису лучше других актрис. Имя Комиссаржевской - особое имя в истории «Бесприданницы», «для которой она, - по словам А. В. Амфитеатрова, - сделала гораздо больше, чем сам Островский», ибо «ни Федотова, ни Ермолова, ни Савина не угадали, что такое Лариса, как и Островский не понимал глубины, которую создал».
← У художественных произведений | Вернемся к сравнению «Бесприданницы» с «Бедной невестой» → |
---|