Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Действительно, чем более синхронно развивалась русская архитектура в русле общеевропейских художественных процессов, отражая присущие им закономерности, тем более фатально она «раздваивалась».
Сущность этих противоречий состояла в том, что стремление к возрождению собственных особенностей национального наследия зодчества, берущее начало в эпоху романтизма и так или иначе присущее каждой европейской стране, преломляясь в русской художественной культуре, не могло не увести зодчих от тех общих для всей европейской архитектуры прообразов, которых не было и не могло быть в древнем русском зодчестве.
Если античность была «золотым веком» зодчества для всех европейских стран, в том числе для России конца XVIII-начала XIX в., опосредованно преломившись в образах русского классицизма, то романтическое открытие собственных пластов национальной и народной архитектуры все дальше разводило направление поисков первоисточников и прообразов в русской архитектуре и в Западной Европе. Если образцы Ренессанса и Средневековья в зодчестве Англии и Франции, Германии и Италии имели более сходства, чем различий, хотя именно национальные оттенки и нюансы были решающими в восприятии и трактовке их зодчими второй половины XIX в., то иным было положение в России.
С одной стороны, «Русь, войдя в сферу византийской художественной культуры, прямой наследницы античности, оказалась причастной к главным направлениям развития европейской цивилизации. Ее архитектурные памятники своей оригинальностью и совершенством обогатили художественную жизнь Европы X-XII столетий». С другой стороны, древнерусское зодчество было настолько несхоже с европейскими образцами и в эпоху Средневековья, и в эпоху Ренессанса, что глубинная внутренняя общность нивелировалась перед лицом этой несхожести.
← Эпоха Средневековья | Характер Ларисы → |
---|