Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Современники увидели в «Бесприданнице» обличение существующего уклада жизни

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

К чести поклонников барышни Огудаловой стоит заметить, что они чувствуют ее непохожесть на других - это и влечет к ней. «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», - говорит Кнуров. Но в меру своих представлений о женщине они видят лишь жизненную непрактичность Ларисы, полагая, что ей для счастья необходима только роскошь.

Айхенвальд сетовал на то, что «Островский слишком резко указывает внешнюю причину страданий и последних не понимает без первой. Для Островского весь узел драмы заключается в том, что Лариса не имела приданого, - как будто ее нравственный облик изменился бы, если бы у нее были деньги!» Нравственный облик Ларисы действительно не зависит от ее материального положения, и деньги, конечно же, не принесли бы ей счастья. Но деньги оградили бы ее от того нравственного глумления, которому она подвергается, будучи бесприданницей, глумлению, тем более нестерпимому для личности такого нравственного склада, глумлению, которое в конечном итоге и приводит Ларису к гибели.
Островский прочно стоит на почве изначального социального анализа жизненных обстоятельств. Но в его поздние произведениях дистанция между причиной и следствием неизмеримо увеличивается, связи между укладом жизни и строем души намного усложняются. Разумеется, Островский был далек от мысли выразить в Ларисе Огудаловой «обобщенную женскую душу». Но что, безусловно, входило в замысел драматурга - это противопоставить ее «душу живу» бездуховности окружающих.
Более того, свою последнюю, написанную в 1884 г. пьесу Островский посвящает теме одинокой женской души, избегая в ней каких-либо внешних мотивировок страданий героини (не от того ли пьеса не удалась автору?), озаглавливая ее «Не от мира сего». Можно подумать, драматург предвидел упреки будущего своего оппонента: «В неумолимое движение судьбы и душевного развития Островский грубо вмешивает материальное» .
Если подразумевать «материальное» антиподом «душевного», то в «Бесприданнице» борьба этих двух начал выглядит наиболее драматично. Комиссаржевская, играя Ларису, до предела обостряла и обнажала эту борьбу, с самого начала предрешая ее катастрофический исход. Драма ее Ларисы была в трагическом душевном одиночестве, в несовместимости ее душевного мира и мира действительного.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Миф как психолингвистический феномен

Различие между ними отражает большую или меньшую степень различия…

Современная философская мысль

По самим своим онтологическим свойствам он плохо соответствует…

Сознание нормального человека

Такой взгляд характерен и для ряда зарубежных ученых, в частности М.…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…