Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
К чести поклонников барышни Огудаловой стоит заметить, что они чувствуют ее непохожесть на других - это и влечет к ней. «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», - говорит Кнуров. Но в меру своих представлений о женщине они видят лишь жизненную непрактичность Ларисы, полагая, что ей для счастья необходима только роскошь.
Айхенвальд сетовал на то, что «Островский слишком резко указывает внешнюю причину страданий и последних не понимает без первой. Для Островского весь узел драмы заключается в том, что Лариса не имела приданого, - как будто ее нравственный облик изменился бы, если бы у нее были деньги!» Нравственный облик Ларисы действительно не зависит от ее материального положения, и деньги, конечно же, не принесли бы ей счастья. Но деньги оградили бы ее от того нравственного глумления, которому она подвергается, будучи бесприданницей, глумлению, тем более нестерпимому для личности такого нравственного склада, глумлению, которое в конечном итоге и приводит Ларису к гибели.
Островский прочно стоит на почве изначального социального анализа жизненных обстоятельств. Но в его поздние произведениях дистанция между причиной и следствием неизмеримо увеличивается, связи между укладом жизни и строем души намного усложняются. Разумеется, Островский был далек от мысли выразить в Ларисе Огудаловой «обобщенную женскую душу». Но что, безусловно, входило в замысел драматурга - это противопоставить ее «душу живу» бездуховности окружающих.
Более того, свою последнюю, написанную в 1884 г. пьесу Островский посвящает теме одинокой женской души, избегая в ней каких-либо внешних мотивировок страданий героини (не от того ли пьеса не удалась автору?), озаглавливая ее «Не от мира сего». Можно подумать, драматург предвидел упреки будущего своего оппонента: «В неумолимое движение судьбы и душевного развития Островский грубо вмешивает материальное» .
Если подразумевать «материальное» антиподом «душевного», то в «Бесприданнице» борьба этих двух начал выглядит наиболее драматично. Комиссаржевская, играя Ларису, до предела обостряла и обнажала эту борьбу, с самого начала предрешая ее катастрофический исход. Драма ее Ларисы была в трагическом душевном одиночестве, в несовместимости ее душевного мира и мира действительного.
← Островский прочно стоит на почве изначального социального анализа | Вопрос о личностном начале → |
---|