Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Вспоминая спектакль 1896 года

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Как видим, столь часто потом повторявшиеся слова - «обобщенная женская душа» - впервые были произнесены самой актрисой, а уже потом с готовностью подхвачены критиками. Не отражали ли они в большой степени субъективные стремления Комиссаржевской, которая с присущей ей безоглядностью открещивалась от пройденного пути, в том числе и от своей легендарной Ларисы, созданной 10 лет назад?

Тому времени вообще была свойственна «страсть к разрывам» с прошлым. В конце концов Лариса Комиссаржевской оказалась совершенно отторгнута и от «Бесприданницы», и от Островского, и от классической отечественной драматургии, и даже от самой русской жизни.
Впервые выступив в этой роли еще в Вильно в 1895 г., Комиссаржевская играла ее до конца жизни, включив в репертуар своих, оказавшихся последними, гастролей 1909 -1910 гг. Ее Лариса прожила долгую жизнь, меняясь вырастая в своих масштабах, в своей значительности. Актриса любила свою героиню в пору .ее рождения. Она охладела к ней в пору своих поисков, связанных с символистским репертуаром, она почти возненавидела ее, как вынужденный компромисс, как «рабство», когда в изнурительных гастролях зарабатывала деньги на собственный театр и, как ей казалось, «уступала вкусам большинства провинциальной публики, которой еще не доступен «театр будущего» , , но которая боготворила ее в «Бесприданнице».
Характерно, что в историю театра образ Комиссаржевской-Ларисы вошел куда более однотонным и однокрасочным, звучащим лишь одной печально-элегической нотой, чем был на самом деле, во всяком случае в начале своей жизни. Со временем он словно канонизировался, все явственнее обретая, по словам Ю. Д. Беляева, «мученический» ореол ". Премьерные же рецензии отмечают спектр «самых разнообразных оттенков: радости и горя, смеха и слез» . Образ предстает многогранным, богатым настроениями и эмоциональными нюансами. Рецензент «Петербургского листка» пишет о «брызгах молодости, любви к жизни и веселью», которыми светились «лучезарно оживленное лицо артистки, ее широко раскрытые глаза и выразительная улыбка», о «жаре и естественном увлечении», с которыми проводила она сцены с Паратовым. Эти детали и впечатления ложатся неожиданными мажорными бликами на привычно минорный облик актрисы.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Эстетические отношения слов-кадров

Иными словами, обратная связь как бы разрушает временной порядок,…

Повышенная экспрессия жизни

Повышенная экспрессия жизни, присущая народному переживанию красоты и…

Стилевое единство

При этом Иоффе вполне обоснованно стремился отыскать общие вертикали,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…