Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

У художественных произведений

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

В равной мере Лариса - особая роль в судьбе актрисы. Как утверждал тот же Амфитеатров: «Если бы Комиссаржевская ничего кроме Ларисы Огудаловой не сыграла, то и тогда имя ее осталось бы незабвенным в русском искусстве, ибо роль эта была в ее исполнении не только великим артистическим откровением, но и знамением общественного настроения». «Лариса Комиссаржевской - это Гамлет - Мочалова, Любим Торцов - Садовского, Катерина - Стрепетовой, Орлеанская дева - Ермоловой: роль историческая, ибо историю творящая» у.

В этой, уже посмертной, оценке создания актрисы задана, пожалуй, самая высокая нота. Но с первого же момента рождения роли ее самостоятельная ценность - глубина и значительность, красота и поэзия, одухотворенность и лиризм - не вызывала сомнения.
Сомнение вызвало другое - кого же сыграла Комиссаржевская? Сыграла ли она героиню, написанную Островским в последней четверти XIX столетия, или сыграла героиню «собственного сочинения», принадлежащую по духу более столетию XX? Это вопрос не случайный, вопрос ключевой. От него тянутся нити во все стороны - в прошлое, к классическому искусству пьесы Островского и ее первых исполнительниц, к ее первым зрителям и критикам; в будущее - к новому искусству молодого века, к новому мироощущению и восприятию публики.
Комиссаржевская сыграла «Бесприданницу» на исходе века, что само по себе чрезвычайно существенно. В искусстве это момент переломный, а сама Комиссаржевская - фигура пограничная. В созданном ею образе, а еще пуще в спорах о нем столкнулись культура века уходящего и культура века грядущего. Взгляд нового искусства, которому во многом принадлежала актриса, как рентгеновским лучом пронизал старую пьесу, открыв в ней неожиданное, неведомое - то, что современники драматурга или не заметили вовсе, или, едва заметив, отвергли.
Уже после смерти Комиссаржевской, спустя полтора десятилетия после ее первого выступления в «Бесприданнице», появились две статьи, как бы суммирующие, подводящие итог спорам вокруг легендарного создания актрисы, итог тем более интересный, что он так и не приводится к единому знаменателю, оставаясь открытым.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Клубная художественная самодеятельность

Немудрено, что после подобных экстраполяций, поддерживаемых…

Профессионализация в театре

Иванов писал: «Искусство идет навстречу народной душе. Из символа…

Эстетический гедонизм

Достижение этой гуманистической задачи, однако, часто весьма трудно и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…