Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

У художественных произведений

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

В равной мере Лариса - особая роль в судьбе актрисы. Как утверждал тот же Амфитеатров: «Если бы Комиссаржевская ничего кроме Ларисы Огудаловой не сыграла, то и тогда имя ее осталось бы незабвенным в русском искусстве, ибо роль эта была в ее исполнении не только великим артистическим откровением, но и знамением общественного настроения». «Лариса Комиссаржевской - это Гамлет - Мочалова, Любим Торцов - Садовского, Катерина - Стрепетовой, Орлеанская дева - Ермоловой: роль историческая, ибо историю творящая» у.

В этой, уже посмертной, оценке создания актрисы задана, пожалуй, самая высокая нота. Но с первого же момента рождения роли ее самостоятельная ценность - глубина и значительность, красота и поэзия, одухотворенность и лиризм - не вызывала сомнения.
Сомнение вызвало другое - кого же сыграла Комиссаржевская? Сыграла ли она героиню, написанную Островским в последней четверти XIX столетия, или сыграла героиню «собственного сочинения», принадлежащую по духу более столетию XX? Это вопрос не случайный, вопрос ключевой. От него тянутся нити во все стороны - в прошлое, к классическому искусству пьесы Островского и ее первых исполнительниц, к ее первым зрителям и критикам; в будущее - к новому искусству молодого века, к новому мироощущению и восприятию публики.
Комиссаржевская сыграла «Бесприданницу» на исходе века, что само по себе чрезвычайно существенно. В искусстве это момент переломный, а сама Комиссаржевская - фигура пограничная. В созданном ею образе, а еще пуще в спорах о нем столкнулись культура века уходящего и культура века грядущего. Взгляд нового искусства, которому во многом принадлежала актриса, как рентгеновским лучом пронизал старую пьесу, открыв в ней неожиданное, неведомое - то, что современники драматурга или не заметили вовсе, или, едва заметив, отвергли.
Уже после смерти Комиссаржевской, спустя полтора десятилетия после ее первого выступления в «Бесприданнице», появились две статьи, как бы суммирующие, подводящие итог спорам вокруг легендарного создания актрисы, итог тем более интересный, что он так и не приводится к единому знаменателю, оставаясь открытым.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Архитектура образа

Скульптурный ансамбль лишен обычной фронтальности, уже пьедестал…

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Выявление общекультурной роли актуального вида искусства

Все эти факты ставят перед исследователем вопрос о той роли, которую…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…