Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Комиссаржевская с ее исповедальностью

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Вопрос о личностном начале, о свободе воли и о духовной свободе был едва ли не главным в творчестве актрисы.
В 1900 г., отвечая отказом на уговоры режиссера Александринского театра Евт. П. Карпова сыграть Марью Андреевну в «Бедной невесте», Комиссаржевская уверяла: «. . .я ее почувствовать не смогу никогда.. . и я совсем не вижу цели в постановке подобных вещей».

Для Комиссаржевской, актрисы нового времени и новых проблем в искусстве, простота и наивность душевного мира Марьи Андреевны кажется неинтересной и ненужной, разница же между ранней и поздней героинями Островского - принципиальной. Она объясняет Карпову: «Жизнь идет своим чередом, и душа русской женщины нашего времени сложнее и интереснее по той работе, которая в ней идет. Душа эта в основе своей может не отойти от пушкинской Татьяны, но жизнь затянула эту основу паутиной, и если талантливый драматург при помощи такого же артиста расскажет о борьбе такой души, покажет и эту паутину и свет, что проходит через нее, - это будет близко, понятно, нужно для души современного зрителя» .
«Борьба души», «паутина и свет, что проходит через нее», - поразительно точное выражение того, что сыграла Комиссаржевская в своей Ларисе. Но и не менее проницательное определение того, к чему стремился в последние годы сам Островский, чего достиг с таким совершенством в «Бесприданнице». Но именно эта «паутина» и спутала современников, помешала разглядеть истинное лицо Ларисы.
Если бы Островский оставался в своем творчестве неизменным, чуждым новому пониманию связей человека с окружающим его миром, вряд ли Комиссаржевской удалось бы сделать Ларису и близкой, и понятной, и нужной современному зрителю, не совершая при этом насилия над пьесой. Актриса не разрушала пьесу, не «взламывала» ее, но неожиданно раскрыла собственным ключом нового искусства, и пьеса распахнула перед зрителями свои потаенные сокровища.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Недостаток работ по истории культуры

Ведь он требует сопоставления с жизненными реалиями прежде всего…

Принцип подражания природе

Теперь автономность искусства понимается в определенном смысле как…

Личностный подход в культурологии

С этим нельзя не согласиться. Но на каких основаниях должно строить…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…