Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Вопрос о личностном начале, о свободе воли и о духовной свободе был едва ли не главным в творчестве актрисы.
В 1900 г., отвечая отказом на уговоры режиссера Александринского театра Евт. П. Карпова сыграть Марью Андреевну в «Бедной невесте», Комиссаржевская уверяла: «. . .я ее почувствовать не смогу никогда.. . и я совсем не вижу цели в постановке подобных вещей».
Для Комиссаржевской, актрисы нового времени и новых проблем в искусстве, простота и наивность душевного мира Марьи Андреевны кажется неинтересной и ненужной, разница же между ранней и поздней героинями Островского - принципиальной. Она объясняет Карпову: «Жизнь идет своим чередом, и душа русской женщины нашего времени сложнее и интереснее по той работе, которая в ней идет. Душа эта в основе своей может не отойти от пушкинской Татьяны, но жизнь затянула эту основу паутиной, и если талантливый драматург при помощи такого же артиста расскажет о борьбе такой души, покажет и эту паутину и свет, что проходит через нее, - это будет близко, понятно, нужно для души современного зрителя» .
«Борьба души», «паутина и свет, что проходит через нее», - поразительно точное выражение того, что сыграла Комиссаржевская в своей Ларисе. Но и не менее проницательное определение того, к чему стремился в последние годы сам Островский, чего достиг с таким совершенством в «Бесприданнице». Но именно эта «паутина» и спутала современников, помешала разглядеть истинное лицо Ларисы.
Если бы Островский оставался в своем творчестве неизменным, чуждым новому пониманию связей человека с окружающим его миром, вряд ли Комиссаржевской удалось бы сделать Ларису и близкой, и понятной, и нужной современному зрителю, не совершая при этом насилия над пьесой. Актриса не разрушала пьесу, не «взламывала» ее, но неожиданно раскрыла собственным ключом нового искусства, и пьеса распахнула перед зрителями свои потаенные сокровища.
← Вопрос о личностном начале | А. Я. Бруштейн → |
---|